#ртф_рабкоры #нампишут
Для тех, кто за последнее время не перестает следить за политической и экономической обстановкой в стране, не будет новостью, что с 1 июля администрация компании «Почта России» распространила уведомления среди своих сотрудников, в котором сообщается, что в соответствии со статьей 74 ТК РФ будут пересмотрены условия труда, а именно вопрос о заработной плате. При этом сотрудники, которые не дадут ответ в течении 2х месяцев или не согласятся с новыми условиями, будут уволены.
АО «Почта России» в уведомлении сотрудникам ссылается на ст.74 ТК РФ «Изменение организационных или технологических условий труда». При этом его же и нарушает:
Российским трудовым фронтом было принято решение о проведении агитационной компании среди сотрудников отделений «Почты России», в которой приняли участие десятки людей из больших и малых городов и посёлков страны. Например, автор этой статьи совместно с товарищами из «Красного Поворота» и РТФ прошёл по почтовым отделениям в Ленинском, Калининском, Октябрьском и Кировском районах Новосибирска.
Работники почты воспринимали распространителей листовок по-разному: в одних отделениях удивлялись, недоумевали, прибывали в растерянности «будто кому-то есть дело до чужой беды», в других — проявляли осторожность, опасение, даже негодование.
Винить в подобной реакции работников почты не стоит. Посудите сами: к вам на рабочее место приходят незнакомые люди и начинают задавать вопросы, в какой-то степени провокационные и, возможно, даже опасные. В некотором смысле они по-своему правы, что проявляют подобную осторожность. Особенно в условиях, когда даже неопределенность в отношении решения начальства может обернуться для них потерей единственной возможности содержать себя — потерей работы.
Но имела место и другая реакция — воодушевление, интерес, энтузиазм. Да она была немногочисленной, но она была. Работники с охотой и надеждой рассказывали о нынешнем положении дел, о своих условиях труда, об отношении своём и своих коллег к сложившейся ситуации. Читая текст из листовки, слово забастовка вызывало у сотрудников почты неподдельный интерес вместе с тяжестью выбора. Будто в данный момент решается нечто важное, что может впоследствии определить развитие событий, которые затронут не только самого читателя, но и остальных работников компании.
Что же для сотрудников «Почты России» несут новые трудовые отношения?
Далее — со слов работников отделений Новосибирска.
Ввиду урезания ставок «на добровольно-принудительной основе», многие действующие почтальоны и операторы увольняются. Это приводит минимум к двум результатам, а именно:
Так же с нами поделились интересными деталями касательно той «осторожности» которую проявляют работники некоторых отделений. Дело в том, что компания очень щепетильно относится к подобным побуждениям своих сотрудников отстаивать свои права. В случае возникновения подобных попыток может последовать наказания в виде лишения части заработка, вплоть до увольнения.
Беспокоит почтовиков и отношение простых граждан, по сути, в большинстве своем, таких же рабочих, которые пользуются услугами «Почты России». По их словам, многие проявляют полное безразличие к проблемам, которые касаются персонала почтовых отделений. Граждан волнуют исключительно быстрота и качество обслуживания. Они не понимают, что с теми особенностями условий труда, с имеющейся техникой и количеством сотрудников надеяться на качественный сервис не приходится. У работников почты нет «задачи замучить долгим ожиданием всех посетителей, особенно преклонного возраста, или тех, кто торопится».
С подобной проблемой многие сталкиваются ежедневно, достаточно выйти в магазин за продуктами. Что же увидит рядовой покупатель?
Верно, он увидит, что множество касс пустуют, и придется стоять в большой очереди. Неужели персонал и здесь так рьяно хочет измотать покупателей? Может все продавцы сидят в каморке, распивают чай и с ухмылкой поглядывают на происходящее? Нет. Просто одна половина штата раскладывает товар, а другая половина разгружает новоприбывшую машину со свежей партией продуктов. То, чем сотрудники торгового зала вообще не должны заниматься, ложится на их плечи по одной простой причине — экономия хозяина магазина на рабочей силе. Он просто перекладывает эти обязанности на имеющихся работников и даже не доплачивает за увеличение работы. А если даже и доплачивает, то зачастую «компенсирует издержки» путём урезания премий «за невыполнение плана». В таких условиях у работников становится и меньше времени на отдых, обед и пр., что сказывается в целом на желании и способности выполнять добросовестно свои задачи.
Кто-то может возразить автору: «Ну, раз условия так ужасны, работа не приносит ни удовольствия, ни достаточных средств к существованию, то почему бы просто не уйти? Почему бы не найти другую работу?» Но предлагать рабочим «низкоквалифицированного труда» (как любят язвительно «подмечать» «успешные высококвалифицированные» управленцы) сменить работу — столь же наивно и лицемерно, как предлагать бесправному батраку уйти к другому барину. В подобных отраслях труда данные условия и отношение носят массовый характер, с возможными различиями по форме, но по сути остающимися неизменными. Неужели при каждом столкновении интересов, при каждом наступлении собственников на права трудящихся, последним лучше убежать, чем дать отпор? Неужели вместо борьбы за достойную жизнь надо вечно менять место работы? Можно обманывать других и себя сколь угодно долго, но правда в данном случае одна — никто не хочет прожить всю жизнь в бегах, подобно каторжнику, рабу или батраку, никто не хочет прожить свой недолгий век в страхе.
Хотелось бы спросить и тех, кто обвиняет простых людей в осторожности и «вялости», объясняя это «повальным безразличием, наплевательством на свою судьбу и судьбу своих коллег, аморфностью и отсталостью»: «Неужели вам не понятно, откуда берётся это «повальное безразличие»?» Очевидно, что люди труда загнаны в угол, у них складывается впечатление, что они одни, что всем вокруг «наплевать» на их проблемы, что они сами по себе и выбора у них особого и нет. С нашей стороны будет правильно не сетовать на их неспособность выступить против, на непонимание реального положения. Наша сегодняшняя задача — разъяснять эту подлинную обстановку, помогать людям находить правильные ответы на возникающие вопросы.
Они думают, что они одни, что всему честному трудящемуся населению плевать на их проблемы? Но кампания в защиту работников «Почты России» объединила людей из Перми, Ленинграда, Иркутска, Новосибирска, Севастополя, Кингисеппа, Воронежа, Йошкар-Олы. Можно вспомнить и тот резонанс среди простых граждан, вызванный недавним выступлением работников сети Wildberries (Вайлдберриз) против всплывших наружу штрафных санкций, наплевательского отношения собственников к сотрудникам своих отделений.
Главное оружие российского и не только рабочего — солидарность! Не знаете, как правильно выступить со своими требованиями и предать их максимальной огласке? Здесь Вам поможет Рабочий трудовой фронт. И если речь идет конкретно о Новосибирске, о Сибирском регионе, то это еще и команда «Красного Поворота».
Конечно, есть действительно большие сложности. Например, среди трудящихся почты не налажено прочной связи, не наведены мосты для организованной борьбы. Но готовиться к «драке» никогда не поздно. «Плачу об аморфности» мы должны противопоставить готовность поддержать, прийти на выручку и научить необходимым навыкам.
Сибиряков Д.Е.
Не знаете, с чего начать, пишите нам на rabkor@rotfront.org.