Как простая американская девочка выступила против угрозы мировой войны

В этот день, 25 августа, 35 лет назад в результате авиакатастрофы погибла американская школьница Саманта Смит. В 1982 году десятилетняя Саманта написала письмо новому руководителю Советского Союза – грозному Юрию Андропову (именно в таком ключе писал о нём журнал «Тайм») — с вопросом: «Почему СССР хочет завоевать весь мир?»


Саманта Смит
Саманта Смит

На письмо пришёл развёрнутый ответ – Юрий Владимирович писал, что в СССР не понаслышке знают, что такое война, а потому никто тут «ни большой, ни маленькой войны» не хочет. Чтобы Саманта могла в этом убедиться, Андропов пригласил её вместе с родителями посетить Советский Союз. И следующим летом поездка состоялась – семья Смитов побывала во многих уголках европейской части СССР – от Ленинграда на севере, до «Артека» на юге.

В итоге Саманта приобрела множество друзей в нашей стране, дети со всего Союза писали ей письма и открытки.

Саманта Смит с родителями в Советском Союзе
Саманта Смит с родителями в Советском Союзе

На родине она тоже была весьма популярна, вела передачу на канале «Дисней» и даже снималась в кино. Во время возвращения со съёмок и случилась катастрофа, оборвавшая жизнь юного «посла доброй воли» и её отца. Конечно, конспирологи в США, да и у нас стали обвинять в причастности КГБ или ЦРУ, но причина оказалась обыденной и не политической – плохая погода и ошибка пилота.

Позже появлялись версии разной степени странности, что поездка в СССР была плодом работы спецслужб – то ли чтобы показать Западу, что «совок» не такой уж кровавый, то ли чтобы показать «совкам», что американцы не едят младенцев, а потому можно им продаться за жвачку. Но, несмотря на всю эту чушь, факт остаётся фактом: девочка, сама того не подозревая, выступила против антисоветской истерии, милитаристского угара, крупных оружейных корпораций, против угрозы новой мировой войны.

Памятник Саманте Смит
Памятник Саманте Смит

Мы не знаем, кем стала бы Саманта, если бы не погибла той августовской ночью – ветеринаром, балериной, дипломатом или даже президентом. Но мы точно знаем, что уже через пять лет случилось то, чего она боялась, пусть и не в планетарном масштабе — страна, столь тепло принимавшая американскую девочку, захлебнулась в крови локальных конфликтов. Абхазия, Северная Осетия и Ингушетия, узбекско-таджикская война, Карабах, Приднестровье, Чечня.

Впрочем, как говорит майор Томин, это уже совсем другая история.

Павел Кошкин