«Простые числа»: кому нужна «Сила Сибири»
От редакции: представляем текст нового видеоролика Олега Комолова, экономиста, кандидата наук и члена партии РОТ ФРОНТ.
Восторг, ликование, гордость и надежду — такие эмоции должны вызвать у россиянина события уходящего декабря. В эксплуатацию был запущен магистральный газопровод для поставок газа из Якутии в Китай. Проект «Сила Сибири» включал в себя не только прокладку труб, но и обустройство месторождений, строительство газоперерабатывающего завода и сопутствующей инфраструктуры.
Официальные СМИ преподнесли это событие как крупнейшую победу России как в экономическом, так и политическом плане. В общем, России девать газ некуда. Видимо, уже в каждый сарай завели трубу, а голубое топливо подают населению и промышленности бесплатно. Так почему бы не поделиться с Китаем? У него потребление газа постоянно растёт и только за последние 10 лет увеличилось в 3 раза.
Теперь можно с гордостью сказать: на санкции нам плевать, Россия теперь не будет для Запада керосиновой лавкой. У нас появился новый покупатель на Востоке. А быть сырьевым придатком Китая, а не Германии – это уже другое дело: почётно, патриотично, духовно. Для этого не поскупились на строительство нового газопровода. Хотя альтернативный вариант – газопровод Алтай – был значительно дешевле. По оценкам аналитиков Сбербанка, он обошёлся бы в пять раз дешевле «Силы Сибири», поскольку мог связать покупателя с уже имеющимися крупными месторождениями.
А разработки лишь только двух новых месторождений — Чаяндинского и Ковыктинского – обойдётся в дополнительные 20 млрд долларов. А ведь нужен ещё и газоперерабатывающий завод за 14 миллиардов долларов, и ещё множество дополнительных элементов инфраструктуры. Но зачем экономить, когда эти средства могут прекрасно освоить российские олигархи. Крупнейшими подрядчиками при строительстве «Силы Сибири» стали компании «Стройтранснефтегаз», принадлежащий миллиардеру Тимченко, и «Стройгазмонтаж», которая находится в собственности Ротенберга.
Но что будет означать реализация «Силы Сибири» в контексте всей экономики России? Безусловно, она даст некоторый положительный эффект. Просто в силу действия законов макроэкономики расходы, понесённые внутри страны, будут стимулировать совокупный спрос и, как следствие, экономический рост. Заводы получат заказы, рабочим выплатят зарплату, они потратят её на покупку товаров и услуг. Но этот мультипликативный эффект всегда носит краткосрочный характер. А что в будущем? Какой результат от реализации проекта получит Россия? Окупит ли он себя или станет очередной гирей на шее трудового народа? Попробуем посчитать.
Всё, что касается финансовой стороны проекта, тщательно скрывается от посторонних глаз. Поэтому ряд финансовых показателей придётся выводить по косвенным признакам на основе официальных заявлений и отчётности Газпрома за прошлые годы. И чтобы не получить обвинения в попытке дискредитировать великую победу капиталистической России в политических целях, все сомнения будем трактовать и округлять в пользу проекта.
Итак, нам известно, что проект обойдётся в 70 млрд долл. Сюда входит строительство газопровода и всей прилегающей инфраструктуры. Расходы российской стороны — 55 млрд долл. Отнесём их к капитальным затратам и примем за первоначальные инвестиции. Их необходимо покрыть за счёт будущих поставок газа покупателю. Исходя из условий договора между Газпромом и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией, ежегодные поставки газа в КНР составят 38 млрд кубометров в год. Однако на полную мощность газопровод заработает не раньше 2025 года. В 2020 году поставки в КНР начнутся лишь с 5 млрд кубов.
Теперь о главном – цена газа. Газпром её не называет. При этом известно, что сумма контракта с Китаем составляет 400 млрд долл. Таким образом, цена составляла 350 долл. за 1 тыс. куб. Однако газовые цены привязаны к динамике нефтяного рынка. В 2014 году, когда соглашение было подписано, нефть достигала исторического максимума и в среднегодовом выражении стоила около 110 долл. за баррель. Сегодня цена нефти ниже почти вдвое. Путём нехитрых расчётов получим 203 долл. за тыс. куб. Эта цена соответствует средней цене поставки газа в Европу за последние 3 года. Допустим, что Китай не выторговал для себя условий получше, и запишем её в качестве базовой в 2020 году. Предсказывать динамику нефтяных цен – дело неблагодарное, поэтому допустим, что она так и будет колебаться вокруг этой величины и не станет падать, несмотря на кризисы, торговые войны и санкции.
Также необходимо принять во внимание долларовую инфляцию. Допустим, это обстоятельство также было учтено в контракте. Проведём дисконтирование цены на основе данных всемирного банка об индексе цен. Последние десятилетия он падает, и в 2018 году составил 2,5%. С помощью такого пересчёта мы сохраняем реальный уровень цен на газ на одном уровне. На основе цен и объёма рассчитаем годовую выручку Газпрома. Теперь из неё необходимо вычесть налоговые и неналоговые расходы. Судя по данным из официальных отчётов Газпрома, налог на добычу полезных ископаемых в последние годы составлял в среднем около 10% дохода. Экспортные поставки также облагаются таможенными пошлинами и акцизами. В 2017-18 годах их доля составила в среднем 21% от продаж. Также внесём их в таблицу.
Значимой статьёй расходов любой компании является амортизация, т.е. износ оборудования. Особенно когда речь заходит о таком капиталоёмком производстве, как добыча и экспорт газа. Расчётный срок службы оборудования «Силы Сибири» узнать не удалось. Поэтому примем его равным продолжительности контракта – 30 лет. Значит, каждый год Газпрому необходимо откладывать 1/30 выручки на восполнение изношенного капитала. Также компании в России платят налог на имущество. Налогооблагаемая база нам тоже не известна. Но предположим, что материальные ресурсы составляют половину от вложенных в строительство 55 млрд долларов. Умножим их на налоговую ставку равную 2,2% в год.
Конечно, такой сложный проект как добыча и экспорт газа не будет работать сам по себе. Для его поддержки Газпрому будет необходимо нести расходы, которые мы объединим в операционные затраты. Здесь также остаётся лишь догадываться об их объёмах. В 2018 году Газпром потратил на оплату работы персонала, ремонт оборудования, услуги транспорта и ЖКХ, социальные расходы, аренду, страхование и многое другое почти 4 трлн рублей. Это 48% от полученной выручки. Допустим, что такое соотношение будет выполняться и для проекта «Сила Сибири».
Теперь у нас достаточно данных, чтобы рассчитать прибыль. Как мы видим, пока «Сила Сибири» не выйдет на полную мощь, проект будет убыточным. Первая прибыль появится в 2025 году. А вместе с ней и налог на прибыль, который в России составляет 20%. Вычитаем из прибыли налог и получаем чистую прибыль. В 2025 году она составит 200 млн долларов.
Однако наличие прибыли ещё не означает, что газопровод будет коммерчески успешным. Ведь прибылью надо отбить гигантские инвестиции, направленные на его строительство. Определить срок окупаемости проекта поможет такой показатель, как чистая приведённая стоимость. Она позволяет оценить объём суммарного денежного потока относительно первоначальных вложений. Сначала рассчитаем ежегодный денежный поток. В нулевой год, т.е. ещё до запуска проекта, он составил минус 55 млрд. В первый и последующие годы он будет равен выручке за вычетом налогов и операционных расходов, дисконтированных на размер долларовой инфляции. Это позволяет учесть фактор обесценивания денег.
По-хорошему, здесь надо бы учесть и альтернативные издержки или упущенную выгоду. Иными словами, сколько прибыли получил бы инвестор, если бы были вложены в другие проекты или просто на банковский счёт. Но давайте дадим «Силе Сибири» фору. Итак, считаем дисконтированный денежный поток, а теперь складываем его значения по годам, с учётом нулевого года.
Что же мы видим? Если перенести полученные значения на график, то мы увидим, что через нулевую отметку показатель чистой приведённой стоимости пересечёт лишь в 2058 году. Т.е. окупаемость «Силы Сибири» наступит только на 40-й год реализации проекта. И это в том случае, если условия будут складываться благоприятно. Например, Китай не откажется от закупок газа, как он это уже делал с США, а цена на газ не обвалится вслед за очередным кризисом.
Странное дело получается. Неужто Газпром будет столько лет работать себе в убыток? А как же тогда обеспечить многомиллионные прибыли высшему менеджменту компании? За чей счёт? И здесь всё как обычно, ничего нового. Вы уже, наверное, догадались.
Нерентабельной «Сила Сибири» выглядит лишь до тех пор, пока работа проекта облагается налогами, пополняя госбюджет. Но государство ни на минуту не забывает о своей классовой природе и чутко охраняет интересы господ. Поэтому ещё в 2014 году для проекта были установлены льготы по налогу на добычу полезных ископаемых на 15 лет и налогу на имущество на 20 лет. Также стоит учесть, что в рамках налогового манёвра государство уже приступило к отмене экспортных пошлин на нефть и газ, включая их в НДПИ. Таким образом, выгода Газпрома будет расти год от года.
И не стоит сомневаться, что льготы будут продлены настолько, насколько это понадобится бенефициарам Газпрома для личного обогащения. Ведь ровно так произошло с другим проектом экспорта газа – газопроводом Голубой поток, по которому российский газ уходит в Турцию. Он был запущен в 2003 году, а льготный период планировался до 2016 года. Однако окупаемости к 2016 году так и не наступило, и льготы были продлены. По прогнозу Минфина, до 2021 года бюджет недополучит 430 млрд рублей. Эта сумма равна федеральным расходам на систему здравоохранения в 2017 году.
Таким образом, если учесть налоговые льготы, с помощью которых государство будет финансировать выпадающую прибыль Газпрома, окупаемость «Силы Сибири» настанет значительно раньше – уже на 15 год работы. Также не стоит забывать, что экспортные доходы компания будет получать в долларах, а издержки нести преимущественно в рублях. Благодаря искусственно завышенному курсу доллара, который поддерживается государством уже много лет, операционные расходы Газпрома можно смело делить на два, а срок окупаемости переносить на начало 30-х.
В общем, в выигрыше остались все. Китаю достанется российский газ с минимальными вложениями да ещё и отличная возможность шантажа продавца в будущем. Газпром получил новый источник валютной выручки, подрядчики – заказы на триллионы рублей, а государство – повод для яркой пропагандистской кампании.
Ну а что же получил трудовой народ? В то время, когда высшие чиновники с пафосом рассказывали о величайшем энергетическом проекте всех времён и народов, представитель Газпрома призвал общество забыть про эпоху низких цен на газ. Мировые цены на газ далеки от рекордных, и сокращение внешних доходов Газпром переложит на внутренних потребителей.
Хотя, может, все эти расчёты не стоят выеденного яйца. Детали сделки не сегодня-завтра раскроют, и выяснится, что «Сила Сибири» обогатит Россию и позволит наполнить бюджет и, наконец, выполнить накопившиеся обещания властей? В общем, погодите немного. А пока не забудьте поучаствовать в акции «Подари дрова».