Знания против суеверий
В Российской Империи православная церковь являлась частью государственного аппарата, а также крупнейшим собственником в стране. В начале 20 века церковь и ее служители владели двумя с половиной миллионами гектаров земли, ей принадлежали сотни промышленных предприятий, торговых заведений, доходных домов и прочее имущество. Царское правительство выделяло миллионы рублей на содержание церковной собственности и духовенства. За что православная и другие церкви в течение многих столетий служили российскому самодержавию, а также активно боролись против рабочего и крестьянского движений, были противниками коммунистических идей. Октябрьская Социалистическая революция положила конец господствующему положению церкви и религии. 20 января (2 февраля по новому стилю) 1918 года принят Декрет СНК РСФСР об отделении церкви от государства и школы от церкви. Данный декрет ограничивал церковь лишь в имущественных вопросах, предоставляя свободу отправления религиозных культов наравне со свободой антирелигиозной пропаганды, а отделение школы от церкви не запрещало гражданам обучать и обучаться религии в частном порядке. Так, в 1976 году на территории СССР действовало около 20 тысяч православных церквей, мечетей, буддийских дацанов, синагог и других религиозных сооружений. Вся внутрицерковная деятельность осуществлялась на основании уставов и положений, принятых самими верующими на своих съездах и совещаниях. Советская власть лишила церковь собственности, привилегий и дотаций от государства, запретила принудительные взыскания с трудящихся в пользу церковных обществ, но при этом предоставляла церкви в бесплатное пользование здания и предметы религиозного культа. Не запрещалось и проведение религиозных шествий на улицах и площадях: их необходимо было согласовать с органами советской власти за два дня. Для сравнения, в современной России согласовывать шествия и другие публичные мероприятия с местными чиновниками необходимо за две недели до их проведения. Сохранялись и церковные праздники, которые составляли половину нерабочих дней в 20-ых годах. Однако на довольно лояльное отношение со стороны советской власти представители церкви реагировали обвинениями в ее адрес и даже террором. Митрополит Петроградский Вениамин, к примеру, назвал декрет от 2 февраля декретом об отобрании церковного достояния, а многие священники пополнили ряды белогвардейцев в гражданскую войну. Видимо, собственность и власть для высшего духовенства были важнее самой веры. Показательно и отношение к образованию. Напомним, что в царской России было крайне мало дошкольных учреждений и школ. Среднее и высшее образование было недоступно трудящимся. Расходы царской власти на народное образование составляли в среднем 3% — в 2-3 раза меньше, чем в Германии, Англии, Бельгии и других стран Европы. После социалистической революции советская власть положила начало строительству новой системы народного образования, которое проходило в труднейших условиях гражданской войны и восстановления хозяйства. Было установлено 9-летнее обучение девочек и мальчиков, полное национальное равноправие трудящихся, отменялась плата за обучение. К концу 1920 годов в СССР функционировало 55 педагогических вузов, что в 2,5 раза больше, чем в дореволюционной России. Число школ возросло с 106 400 в 1914 году до 118 398 в 1920-ом. А число учащихся увеличилось с 7,8 миллионов до 9,8 миллионов человек. Отсюда видно, что, освободившись от церковных догм, образование сделало скачок вперед, что привело к увеличению научного и технического потенциала СССР. В настоящее время мы наблюдаем восстановление былого церковного влияния. РПЦ активно участвует в общественной жизни страны, влияет на принятие тех или иных законов и даже проникает в образовательные учреждения: с 1 сентября 2012 года одним из школьных предметов стал «Основы православной культуры». РПЦ освобождена от уплаты земельного налога, налога на имущество и прибыль. Из бюджета церковь получает от полутора до четырех миллиардов рублей. Государство также предоставляет главе РПЦ транспорт, охрану и резиденции. Строительство храмов также получает всяческую, в том числе и материальную, поддержу со стороны государства. За последние годы количество культовых сооружений выросло в несколько раз, в то время как число школ сокращается. Такая политика уже начала негативно сказываться на уровне образования в стране, в дальнейшем же можно ждать и более существенных последствий. Декларируемое отсутствие идеологии власть имущие пытаются заменить религиозным учением и воспитанием. Ведь с ростом неравенства нашей новой капиталистической «родине» снова необходим «опиум для народа». Как и в далекие царские времена, в нас пытаются воспитать покорность и терпимость в самых негативных значениях этих слов. Покорность восхваляется правящим классом и их ряжеными прислужниками, когда отсутствуют рабочие места, а на заброшенных полях смотрят пустые «глазницы» советских заводов. Терпимость объявляется ими благом, когда работодатель относится к нам как к «говорящему орудию», отказываясь платить заработанные потом гроши. Как писали классики, «того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду». Именно это терпение трудящихся и способствует укреплению власти эксплуататоров.