В начале марта отмечается государственный праздник – Международный женский день. Но в современном обществе смысл его затушевывается все больше и больше. Среди букетов мимоз, открыток с цветами и однообразных пожеланий невозможно найти ответ на вопрос: что мы празднуем и с чем поздравляем друг друга?
«Морозовский городок» в начале XX века
Демонстрация 8 марта за права женщин, фото начала XX века
«Организованные рабочие Твери собрались на организационную сходку политического характера и единогласно решили [проводить. — РОТ ФРОНТ] стачку… Три дня спустя кучка подмастерьев пошли просить директора, чтобы пригласить священника, этого жандарма в рясе, отслужить молебен за тишину и спокойствие и просить бога об искоренении крамолы. Их просьба была удовлетворена. Но это была пощёчина для честного пролетариата. Организованные рабочие собрались на сходку, человек 60, и решили во что бы то ни стало забастовать и заявить властям протест, что этот молебен был не от рабочих».
Трудящимся удалось добиться выплат беременным женщинам пособий в размере 10 рублей, но подмастерья жестоко избили несколько рабочих. Это был только первый шаг к победе. В 1913 году состоялась еще одна забастовка. Были выдвинуты следующие требования: повышение жалования на 50%, вежливое обращение администрации фабрик с рабочими, отмена сверхурочных работ, сокращение рабочего дня для детей до 6 часов, возможность выделить женщинам, имеющим грудных детей не менее 1 часа для их кормления. Эти требования не были удовлетворены. Именно в мае 1913 года состоялась крупнейшая забастовка, когда 14600 человек прекратили работу. В июне 1913 года в подготовительном отделении ткацкой фабрики работницы-проборщицы начали забастовку: обратились к директору фабрики с требованием о повышении зарплаты. Из 75 начавших забастовку женщин трое были уволены. В 1916 году состоялась крупная забастовка на ткацкой фабрике, где работали в большинстве своем женщины. Они требовали человеческого отношения к рабочим, возможности мамам с грудными детьми уходить на час к младенцу для кормления, обеспечить рабочих предметами первой необходимости в достаточном количестве. Но их просьбы не были услышаны. Ткацкая фабрика была закрыта, женщины лишились своих должностей.
«Какое безрассудство! — скажет кто-то, — неужели нельзя было немного потерпеть? Зачем бороться с теми, у кого больше сил и средств, кто может в одно мгновение лишить тебя всех прав, которые еще оставались? Есть работа – есть стабильность, с любым положением можно смириться!»
Разумеется, можно. Но только если человеку не важно, как и зачем он живет. Если его устраивает вечный круговорот: работа-дом-работа, без конца. Но борьба за свободу — это еще и борьба за возможность стать личностью, выпутаться из кокона бесплодных надежд и ожиданий, увидеть мир вне фабричных стен и полюбить его. Более подробно о Тверской Морозовской мануфактуре и происходящих в ней в начале XX века событиях Вы можете прочесть в книге «Век труда и борьбы. Документы и материалы по истории Калининского хлопчатобумажного комбината 1858-1958 гг.» Но не только в Морозовской мануфактуре шла ожесточенная борьба. На Конаковской фаянсовой фабрике — где, как и на Морозовской мануфактуре, широко применялся женский и детский труд — также проходили забастовки рабочих, крупная стачка состоялась в 1886 году. Хотя руководство фабрики старалось «сохранить классовый мир», принимая различные меры: бесплатная медицинская помощь рабочим, 4-летнее фабричное училище, где дети трудящихся получали бесплатное образование, многоквартирные дома для больших семей и даже православный храм. Но рабочие трудились с 5:00 до 20:00 с тремя небольшими перерывами, дети до 15 лет работали 7,5 часов. На вредном производстве не обеспечивалась безопасность трудящихся, в результате чего риск различных заболеваний возрастал в разы. На фабрике активно эксплуатировался женский и детский труд. Вот как описал очевидец условия работы маленьких тружеников:
«Помню, как в одном из тёмных закутков у точильного цеха в грязных халатах за длинным столом сидят живые приведения. Это дети – рабочие, формирующие ручки для чашек и чайников. Им по 10-12 лет. Тоненькими ручками крутят они из глины колбаски, закладывают их в гипсовые формы и что есть силы давят на гипсовую форму чахлой грудью. Работали они наравне со взрослыми, а получали во много раз меньше за свой недетский труд. Тоску и муку выражают эти исхудалые лица, покрытые слоем белой смертоносной пыли. Такие долго не выживали. А рядом точильный цех, где, пока молоды, работают родители этих детей и старшие братья. Тучи смертоносной пыли носились в воздухе этого цеха. Такая пыль проникала в лёгкие, ранила и заражала их. В результате профессиональная болезнь, которую тогда называли чахоткой (чах человек), а рабочие точильного цеха сами считали себя смертниками».
Дети-пролетарии, Российская Империя
Детский труд, Российская Империя
Анжелика Лесная