Vio.Me изнутри: Единственная в Греции фабрика, более 10 лет управляемая только рабочими

«Наше послание мировому пролетариату ясно. Мы кричим: «Рабочие, можно обойтись и без начальства».

В 2011 году работники фабрики Vio.Me в Салониках (Греция) перестали получать зарплату. Вскоре после этого руководство и владельцы покинули объект. Вместо того, чтобы разойтись, работники Vio.Me провели собрание и проголосовали за то, чтобы взять на себя управление фабрикой.

Нет хозяина? Нет проблем!

В течение последнего десятилетия они поддерживали работу фабрики, совместно принимая производственные решения посредством демократических процедур и распоряжаясь прибылью. Хотя их бывшие боссы и греческое государство попытались продать землю с аукциона и выселить их, рабочие держались благодаря силе солидарности со стороны своего сообщества, а также рабочих по всей Греции и во всем мире.

TRNN напрямую общается с работниками-менеджерами Vio.Me об их продолжающейся борьбе и о том мощном примере, который они подают работникам по всему миру. Это видео является частью специальной серии «Рабочие мира», посвященной кризису стоимости жизни в Европе.

Транскрипт видео

Репортер: Это единственная оккупированная фабрика в Европе, которая все еще функционирует. В феврале 2013 года более 70 рабочих фабрики захватили завод строительных материалов VIOME в Салониках, Греция, и забрали себе произведенное ими же богатство.

Димитрис Кумациулис: Руководство решило уйти. Оставить нас здесь одних. Они взяли деньги и ушли. Очень просто: когда увидели, что больше ничего не зарабатывают, они сдались и оставили рабочих без зарплаты.

Макис Анагносту: Было предложено, чтобы VIOME продолжал работать, хотел того босс или нет. И подавляющим большинством в 97,5% голосов работники согласились с этим.

Димитрис Кумациулис: Мы находимся на единственной фабрике в Греции, которая работает без начальников.

Репортер: Рабочие перевели производство со строительных материалов на экологичные чистящие средства.

Димитрис Кумациулис: После ухода боссов нам предоставилась возможность, которая стала для нас в то время подарком, — воспользоваться ситуацией и сделать что-то отличное от того, что мы делали раньше. То есть раньше мы приходили, создавали продукцию, заканчивали работу и уходили. Мы взяли производство в свои руки и сделали то, что сделали. Натуральный, экологичный продукт. Для нас и для людей.

Макис Анагносту: Изначально наше производство не было полностью экологичным, но сегодня мы уже не позволяем ничему из упаковки сырья выбрасываться — все перерабатывается, и мы даже получаем небольшой доход от этого процесса. Конечно, что касается органических отходов, мы обязательно компостируем их, чтобы обеспечить максимальную эффективность нашего огорода.

Репортер: В 2013 году в Греции был самый высокий уровень безработицы в ЕС. Он составлял более 27%. 4 миллиона греков находились за чертой бедности. За три года ВВП упал более чем на 21% из-за мер неолиберальных меморандумов МВФ и ЕС. Уровень самоубийств в 2013 году был на 40% выше, чем в 2010 году, в основном из-за безработицы.

Макис Анагносту: Меморандумы появлялись и исчезали. Было слишком много проблем, многие решались на самоубийства — их уровень тогда резко возрос.

Димитрис Кумациулис: Все было ужасно. Многие люди сидели в своих домах и не хотели выходить, потому что им было стыдно, что у них не было денег, а мы пытались уговорить их выйти вместе, потому что это единственный способ бороться. Чтобы показать, что мы здесь и можем изменить мир и сделать все по-другому.

Репортер: Вот уже 10 лет рабочие не подчиняются приказам ни работодателя, ни руководителей. Они организуют всю работу через свои ежедневные общие собрания, а «синие» и «белые воротнички» равны.

Димитрис Кумациулис: Каждый день утром мы приходим, обсуждаем, что мы собираемся производить, какие проблемы мы можем решить на нашем заводе. Затем мы запускаем производство. У нас нет начальника, мы все вместе обсуждаем наши проблемы и так же все вместе их решаем.

Макис Анагносту: Есть еще более крупные собрания, где мы вместе с коллегами из Афин и членами общества «Инициатива солидарности» обсуждаем более важные проблемы, например, стратегические вопросы: как мы будем действовать дальше и как будем сопротивляться.

Репортер: Рабочие как внутри, так и за пределами Греции развили масштабное движение солидарности. Международные средства массовой информации, вплоть до Японии, опубликовали обширные репортажи, а известные писатели и активисты выразили свою поддержку. Акция солидарности, в которой принимают участие сотни людей, проводится уже 10 лет подряд. 60% доходов поступает от профсоюзов и политических организаций по всему миру.

Наоми Кляйн: Это переплетение сопротивления и альтернатив – это то, чему, я думаю, всем нашим движениям следует поучиться.

Репортер: Работники VIOME даже получили послание поддержки от сапатистов.

Макис Анагносту: Мы также получили послание солидарности от сапатистов, и это было самое лучшее, что могло случиться. Люди, которые упорно сражаются за границей, потому что в их случае вы не просто бастуете, там ваша жизнь каждый день находится под угрозой. Эти люди послали нам письмо солидарности, они рядом с нами и поддерживают нас.

Репортер: Однако фабрика занимается не только производством. Помещениями завода часто пользуются члены различных общественными движениями, а на территории завода проходят театральные представления, концерты, политические дебаты, базары без посредников, презентации книг и съемки независимого кино.

Макис Анагносту: Благодаря этому процессу мы изменились как люди. Мы пытались включить общество в него. Например, когда мигранты и беженцы столкнулись с проблемами, фабрика была заполнена продукцией и одеждой для удовлетворения их потребностей. В 2016 году прошла глобальная конференция по экономике труда, куда приехало бесчисленное количество людей с другого конца света, из Аргентины, Чили, со всех концов света. Из Мексики и, конечно, со всей Европы. Были и другие действия, которые мы предприняли, чтобы расширять деятельность и раскрывать себя, чтобы также ЛГБТ-сообщество было вовлечено . Они организовали различные мероприятия и даже так называемый самоуправляемый Прайд.

Репортер: За эти 10 лет управления заводом рабочие VIOME неоднократно подвергались нападениям. Компания в течение 8 лет пыталась продать недвижимость с молотка.

Макис Анагносту: В следующий раз нас будет еще больше, и мы будем кричать ещё громче, чтобы они ничего не смогли сделать.

Выкрики: «Полицейские, судьи, слушайте внимательно, VIOME останется в руках рабочих».

Макис Анагносту: Большая часть репрессий происходила во время аукционов, в судах, когда мы пытались зайти туда, а нам запрещали это делать. Под влиянием момента нам удалось привлечь некоторых людей. Чтобы, в случае чего, мы были бы готовы реагировать.

Репортер: И государство не позволило рабочим получить лицензию и даже отключило им электричество.

Макис Анагносту: Мы сопротивлялись и остановили их. Однако как-то раз во время комендантского часа из-за пандемии COVID в 5 утра прибыли полицейские «подразделения для восстановления порядка» (Monades Apokatastasis Taksis, MAT — спецподразделения греческой полиции, чья основная роль заключается в подавлении протестов. — Прим. пер.). С тех пор мы создали такие условия, что позволяют продолжать производство даже после того, как спустя три года нам отключили электричество.

Репортер: Рабочие VIOME сопротивлялись насилию со стороны полиции и организовали акции протеста у Министерства труда, требуя их легализации.

Макис Анагносту: Они просто тянули время, чтобы утомить нас. Тогда мы сказали, что ответим, пусть даже на короткий период времени, что мы терпеливы и подождем. Мы постарались поставить палатки так, чтобы оставаться там как можно дольше и получить ответ от министерства. Полиция на это отреагировала — они попытались убрать палатки. Нас били, но мы сопротивлялись. И нам удалось навязать свою волю и снова установить палатки.

Репортер: Но даже там, в Афинах, посреди жаркого лета, они были не одни.

Макис Анагносту: Нас поддерживало множество прохожих, было много мероприятий, приходили с выступлениями музыканты Спирос Грамменос, Ману Чао. Все это придало нам смелости остаться и даже залечить раны, что вызывали боль в предыдущие дни. Когда ты набираешься смелости, ты становишься другим человеком.

Репортер: Конечно, греческое государство также никогда не оставляло их в покое.

Макис Анагносту: Они навесили на рабочих различные обвинения. Они приходили сюда один-два раза, чтобы раздать документы о предстоящем допросе или суде, чтобы мы пошли в отделение полиции «на разговор». По сути — это запугивание.

Репортер: В феврале 2023 года, после многих лет срыва аукционов, государству и корпорации удалось продать с аукциона имущество, большая часть которого принадлежит VIOME. Иностранный фонд приобрел недвижимость. Рабочие провели общее собрание, чтобы организовать свое сопротивление, и фабрика была переполнена людьми.

Участник Генеральной Ассамблеи: Она принадлежит рабочим, которые полностью посвящают себя борьбе, она принадлежит рабочим, которые долгие годы оставались без зарплаты, без работы, и мы не отдадим наши жизни ни одному инвестору.

Репортер: Собрание решило призвать всех к действию, организовав большую демонстрацию в центре города.

Мелина Азуди: VIOME – это не утопия. VIOME — это самоуправляемая фабрика, функционирующая уже много лет. Это единственный самоуправляемый завод в целой стране. Мы создали комитеты борьбы и будем защищать завод до конца, до победы. Мы не сдадимся из-за угроз капиталистов и грязных методов государства. Мы защитим работников VIOME, мы защитим символ VIOME. Мы будем защищать его, потому что VIOME принадлежит его работникам. VIOME принадлежит всем людям, принадлежит нам, там живущим, нам, там действующим.

Репортер: Перед рабочими снова и снова встает вопрос: выживут ли они? Смогут ли они и дальше в одиночку вести производство без участия капиталистов внутри капиталистического мира? Но действительно ли они одиноки?

Макис Анагносту: Наше послание мировому пролетариату ясно. Мы кричим: «Рабочие, можно обойтись и без начальства». Мы не только кричим об этом. Мы реализовали это на практике. Каждый день мы здесь и претворяем это в жизнь.

Источник