От редакции. Многие думают, что в Венесуэле у власти стоит рабочий класс, что там социализм. Это мнение ошибочно и разбивается о факты рабочего движения. В этой статье рассказывается о борьбе металлургов на фоне общего роста протестного движения в Венесуэле.
Рабочие промышленных предприятий и представители общественных движений Венесуэлы потребовали немедленного освобождения двух профсоюзных лидеров, задержанных во время недавних протестов в государственной сталелитейной компании Siderúrgicas del Orinoco (Sidor) в Сьюдад-Гуаяна, штат Боливар.
11 июня Даниэля Ромеру и Леонардо Азокару арестовали после пятидневной забастовки. Вместе с сотнями металлургов они требовали от совета директоров компании повысить заработную плату в соответствии с ростом стоимости жизни, восстановить медицинскую страховку и права на заключение коллективного договора. Третьего рабочего, Хуана Кабреру, также задержали, но отпустили спустя несколько часов.
А 14 июня рабочий компании Sidor Карлос Вильярроэль вместе с общественными активистами и членами левых политических организаций устроили акцию протеста перед зданием Генеральной прокуратуры в Каракасе. Демонстранты передали письмо с требованием освободить профсоюзных лидеров, защитить всех рабочих, выступающих за свои конституционные права и прекращение военной оккупации компании.
«Я проделал путь от Гуаяны до Каракаса, чтобы рассказать о происходящем в стране. Рабочие промышленных компаний митингуют за повышение зарплаты, чтобы прокормить семьи, и эта проблема отражает экономический и производственный упадок страны», — сказал Вильярроэль.
Он добавил, что «несправедливое задержание» Ромеро и Азокара – результат текущей государственной политики по криминализации рабочих выступлений в стране.
«Мы требуем справедливости для задержанных товарищей, единственное преступление которых заключается в защите наших прав на достойную заработную плату, — воскликнул Вильярроэль. — Мы хотим, чтобы генеральный прокурор Тарек Уильям Сааб встал на сторону рабочих и перестал проводить кампанию по криминализации».
По словам адвоката и правозащитника Эдуардо Торреса, лидерам профсоюза предъявили обвинения в разжигании ненависти, преступном сговоре и организации бойкота в ходе «сфальсифицированного слушания», проведенного судом в штате Боливар. Двоих задержанных позже доставили в Каракас, но ни их семьи, ни адвокаты не смогли с ними поговорить.
Кроме того, Торрес осудил то, что местный судья 13 июня издал постановление о запрете протестов, пригрозив тюремным заключением как профсоюзным лидерам, так и металлургам. Судебное постановление включает список из 15 человек, которым запрещено проводить забастовки.
«Учитывая сложившуюся ситуацию, мы призываем трудящихся и народные движения Венесуэлы подняться на борьбу, мобилизоваться, проявить солидарность с теми, кто подвергается уголовному преследованию со стороны государства», — заявил Педро Эусе, лидер профсоюзной конфедерации CUTV, во время митинга 14 июня.
Начиная с 7 июня, сотни рабочих Sidor покинули свои рабочие места на заводе по производству окатышей (окомкованной руды), парализовав производство в ответ на отказ правления компании сесть за стол переговоров и обсудить трудовые вопросы.
Кроме требований о прожиточном минимуме и социальных пособиях, рабочие Sidor требуют полного восстановления на работе людей, без оснований уволенных в 2020 году, и тех, кто попал в список «без острой необходимости». Сесар Сото, пострадавший от этой политики, рассказал местной прессе, что в таком положении работники вынуждены сидеть дома и получать меньше 60 долларов США в месяц. До февраля на предприятии работало около 7 000 рабочих, что составляло половину рабочей силы компании Sidor.
По словам Сото, ежемесячная зарплата работника Sidor составляет около 200 долларов плюс 80 долларов государственной премии, которая полагается после принятия приказа от 1 мая. Однако продуктовая корзина в стране составляет более 500 долларов, поэтому металлурги требуют немедленной прибавки к зарплате.
Те же требования выдвигали в январе, когда рабочие компании Sidor перекрыли местное шоссе в Сьюдад-Гуаяна. Протесты также привели к аресту нескольких активистов, большинство из которых было быстро освобождены, а некоторых вынудили работать из дома за меньшую плату, поместив в список «без острой необходимости». Тогда совет директоров компании обещал создать комитет по переговорам, но соглашения так и не были выполнены.
30 марта президент Sidor Нестор Астудильо и заместитель министра нефтяной промышленности Педро Мальдонадо были арестованы в рамках широкомасштабного антикоррупционного расследования. Мальдонадо также возглавлял корпорацию Venezuela Guayana (CVG), которая объединяет несколько предприятий тяжелой промышленности в восточной Венесуэле, включая Sidor.
После арестов правительство Венесуэлы создало «Комиссию по борьбе с коррупцией» во главе с заместителем министра экономики Эктором Сильвой и депутатом Национальной ассамблеи (AN) Алексисом Родригесом Кабельо. В апреле Сильва был заменен полковником Санди Вильярроэлем Родригесом.
До коррупционного скандала президент Николас Мадуро посетил Sidor и приказал руководству компании уделять особое внимание рабочим.
«Мы должны производить больше и инвестировать в рабочий класс, в их коллективные трудовые договоры и права», — сказал он.
Sidor, площадь которого составляет 25 000 квадратных метров, был основан в 1953 году и национализирован правительством Уго Чавеса в 2008 году, что привело к экспериментам по регулированию труда рабочих, пока не внедрили государственную модель управления «сверху вниз». В последние годы сталелитейный комплекс сильно пострадал от экономического кризиса в стране и санкций США, а также от уменьшения численности рабочей силы из-за миграции и сокращения инвестиционного и ремонтного потенциала.
В 2022 году на Sidor наблюдался небольшой подъем: производство достигло уровня в 230 000 тонн стали, что составляет всего около 6% от установленной мощности. В январе линия «А» завода по производству окатышей выпустила 122 459 тонн продукта после того, как за месяц до этого была вновь запущена после многолетнего простоя.
Протесты металлургов на востоке Венесуэлы совпали с целым рядом выступлений нефтяников, учителей и работников государственного сектора в последние месяцы, также требующих справедливой заработной платы и новых условий трудовых договоров. 1 мая минимальная часовая заработная плата не была повышена — ее размер остался на уровне 130 BsD (4,8 доллара по текущему курсу), установленном в марте 2022 года. Вместо этого администрация Мадуро увеличила надбавки, не связанные с оплатой труда.
Источник