В Нагорном Карабахе – спорном регионе на границе Армении и Азербайджана – в ночь на 2-е апреля начались ожесточенные столкновения. Об этом сообщают власти Армении и Минобороны непризнанной республики. Это громкий случай – событий такого уровня масштабности здесь давно не было. По факту, после окончания крупных боевых столкновений 1992-1994 годов мира и тишины данная территория не знала. На границе постоянно велись короткие перестрелки между сторонами. Сам конфликт то разгорался, то затухал снова, не принося ничего нового, кроме новых бессмысленных жертв. История этого конфликта идет уже несколько веков. Она сопровождается постоянным кровопролитием и обоюдными этническими чистками. Однако с приходом Советской власти на территорию Закавказья все вооруженные столкновения были сведены на нет. В ходе длительных споров Нагорный Карабах был передан Азербайджанской ССР (из постановления Кавбюро РКП(б) от 5 июля, 1921г):
«Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в г. Шуше, входящем в состав автономной области»
В течение всего существования СССР периодически поднимался вопрос о передачи данной территории Армянской ССР, но данное предложение не находило поддержки. С 1987 года проводившие новую политику центральные власти СССР теряли контроль над республиками. Это вылилось как в распад самого СССР, так и в начало множества кровопролитных гражданских войн. В Армянской и Азербайджанской ССР у власти были националистически настроенные «элиты», которые стремились к независимости и желали забрать себе кусок побольше. К сожалению, советскому руководству не удалось побороть имевшиеся противоречия внутри республик, а главное оградить националистически настроенных представителей от власти. Они постоянно устраивали различного рода провокации, дестабилизировали регион. Население дало себя обмануть и забыло про то, что классовая борьба никуда не исчезла, но приобрела новый характер, в котором, преследуя национально-буржуазные интересы, прогнившее руководство республик двигало их к войне. Вместо мирного сосуществования со своими соседями, все оказались участниками конфликта. После ухода советской власти между новыми «свободными» республиками разгорелась война, в ходе которой образовалась Нагорно-Карабахская Республика, существующая сегодня под покровительством Армении. В 1994 году, из-за того, что цели Армении были достигнуты, а Азербайджан фактически не мог продолжать боевые действия, а также под внешним давлением, были установлены соглашения о прекращении огня. Сегодня у Армении нет ни ресурсов, ни цели, ради которой стоит воевать. Азербайджан имеет ресурсы только для кратковременной авантюры, но, с учетом состояния экономики, этого явно недостаточно даже для краткосрочного столкновения. А ведь оно может затянуться. В нынешних реалиях попытки эскалации выглядят как стремление провести «маленькую победоносную войну». Ведь каждый раз, когда попытка захвата различных объектов приводит лишь к жертвам, конфликт снова на время затухает под давлением международной общественности. Но Азербайджан поддерживается Турцией, и не так давно Алиев, вполне вероятно, получил «добро» на авантюру. Чем она закончится, неизвестно, может быть, снова утихнет, принеся горе в дома матерей. Их сыновья погибли в бессмысленном конфликте за интересы рвущегося к ресурсам капитала, который использует данную ситуацию с целью отвлечения внимания от экономических проблем под псевдопатриотическими лозунгами, нередко смешивая их с религиозными. Ни одна из сторон не способна довести до капитуляции другую, и сомнительно, что такая возможность в ближайшие годы появится. Конфликт в сегодняшних реалиях обречен идти вечность. Для России, в случае конфронтации, это очередной очаг напряжения на границах, и он вновь разгорается. Будет ли правительство РФ влезать в него, вопрос открытый. С одной стороны, игнорирование может привести к потере сферы влияния, с другой – противостояние, наоборот, способно стать очередной нагрузкой для и без того нестабильной экономики.
Павел Волков