Рабочий класс Лондона наносит ответный удар
От редакции. Представляем вашему вниманию некоторые эпизоды борьбы рабочего класса за улучшения условий труда в Лондоне. Опыт борьбы показывает, что только вместе рабочие могут противостоять эксплуатации и бороться за свои права. Объединяйтесь и создавайте профсоюзы! Вместе вы — сила, с которой придется считаться.
Суббота, 6 августа 2022 г.
Бексли, южный Лондон
Еще одна группа мусорщиков добилась подвижек в споре по поводу оплаты и условий труда.
Переговоры между работодателем Countrystyle Recycling и профсоюзом Unite, представляющим интересы мусорщиков, позволили отменить запланированную трехнедельную забастовку, которая должна была продолжаться до пятницы, 19 августа.
Представитель профсоюза Клэр Кио сообщила: «После продолжительных переговоров, проведенных в ACAS (Advisory, Conciliation and Arbitration Service – Служба консультирования, примирения и арбитража), был достигнут необходимый прогресс, позволяющий Unite приостановить забастовку. Есть надежда, что в ходе дальнейших детальных переговоров могут быть решены оставшиеся вопросы и достигнуто удовлетворительное разрешение спора».
Однако профсоюз предупредил, что если итоговое предложение будет неприемлемым, забастовка возобновится в субботу, 20 августа.
Ранее 100 мусорщиков провели двухнедельную забастовку в середине июля.
Профсоюз обвиняет руководство компании Countrystyle, заключившей контракт на уборку мусора в октябре прошлого года, в том, что, во-первых, оно предлагает «соглашение об индексации заработной платы, не отвечающее темпам инфляции», а во-вторых, даже такое повышение зарплаты пытается использовать, чтобы изменить долгосрочные трудовые контракты в свою пользу. Речь идет о так называемой оговорке «job and finish» («сделал работу — свободен»). В качестве условия индексации заработной платы компания потребовала изменения этого положения на новое, предполагающее своего рода коллективную ответственность за выполнение работы. Согласно ему, экипаж машины, досрочно закончивший сбор мусора на своем участке, может привлекаться компанией для работы на других участках – где, к примеру, произошла поломка техники или работники отсутствуют по болезни.
Региональный представитель профсоюза Табусам Ахмед добавил: «Наши члены просят о справедливом повышении заработной платы, которое соответствует стремительному росту цен. В ответ Countrystyle пытается их «наказать», перечеркивая давно существующее соглашение».
Лондонская Школа гигиены и тропической медицины (LSHTM)
Здесь получил развитие ещё один длительный спор с участием уборщиков и другого вспомогательного персонала. Представляет их Профсоюз независимых рабочих Великобритании (IWGB) — небольшой низовой профсоюз, организованный в 2012 году уборщиками – мигрантами из Латинской Америки. В настоящее время профсоюз включает тысячи работников по всей стране – в первую очередь низкооплачиваемых и самозанятых.
Представленные преимущественно трудовыми мигрантами, работники не так давно добились успеха в долгом противостоянии за право быть нанятыми непосредственно Школой, которая является частью Лондонского университета. Однако проблемы на этом не прекратились, поскольку, хотя профсоюз представляет большинство вспомогательных работников, Школа по-прежнему отказывается его признавать.
Члены профсоюза IWGB долгое время подвергались дискриминации в рамках двухуровневой системы, означающей, что у них меньше прав и худшие условия труда, чем у коллег, нанятых напрямую. Одним из примеров этого служит то, что во время пандемии они не имели права на надлежащее пособие по болезни.
В августе прошлого года Школа, наконец, согласилась ввести вспомогательных работников в штат и положить конец дискриминации, но в полной мере это не реализовано до сих пор.
Однако дьявол кроется в деталях: вскоре выяснилось, что добрая воля руководства LSHTM весьма эфемерна. Они возражали против того, чтобы в переговорах участвовали не только представители профсоюза, но и сами работники. Да и подход к самим встречам с профсоюзом поражал: повестка дня не была подготовлена, а жизненно важный вопрос (очень низкой) оплаты попросту не обсуждался.
В марте директор Школы заявил, что он будет придерживаться только буквы правил TUPE (регулируют перевод работников из одной организации в другую) и не будет доводить оплату работников даже до минимального уровня по шкале заработной платы Школы, составляющего 11,30 фунтов в час.
IWGB выдвинул требование, чтобы его члены, зарплата которых в настоящее время составляет 11,05 фунтов в час, что ниже минимума по университетской шкале заработной платы, получали 14,50 фунтов в час – как и другие сотрудники на аналогичных должностях. Вместо этого Школа ведет переговоры об оплате труда с профсоюзом Unison, который не представляет работников, и игнорирует требования IWGB по заработной плате.
В апреле профсоюз организовал протестную акцию у входа в Школу, в ходе которой была подана петиция. Руководство Школы, однако, встретило акцию без энтузиазма и даже вызвало полицию, которая, впрочем, быстро пришла к выводу, что оснований для действий нет.
Руководство вскоре отомстило. Четверо рабочих были отстранены от работы субподрядчиком Samsic за участие в акции протеста, другие позже — за участие в профсоюзных собраниях. IWGB считает, что это могло быть сделано по приказу Школы, и теперь профсоюз подает иск в суд, а также готовит заявление о занесении Samsic в черный список.
IWGB решительно опровергает утверждения руководства Школы о том, что апрельский протест носил агрессивный и устрашающий характер. Также профсоюз выдвинул претензию, что руководство отказывается ознакомить представителей профсоюза с детальным планом введения работников в штат.
В июле дело, наконец, дошло до забастовки, и планируется её повторение. До начала забастовки работники неоднократно сталкивались с незаконными попытками запугивания, в том числе с угрозами отменить уже запланированный ежегодный отпуск.
Во время июльской забастовки Samsic использовал заемных работников, чтобы закрыть смены бастующих. Это, по словам IWGB, «является уголовным преступлением в соответствии с Положением 7 Правил поведения агентств по трудоустройству и правил трудоустройства от 2003 года». Два представителя IWGB вошли в фойе здания LSHTM, чтобы сообщить об этом руководителю службы безопасности и отметить, что это серьезное уголовное преступление и должно быть немедленно прекращено. Начальник службы безопасности вызвал полицию.
Руководство Школы без каких-либо доказательств утверждает, что представители IWGB «словесно оскорбляли и угрожали находящимся на рабочем месте» сотрудникам приемной в фойе. Однако 126 ученых, включая бывших и нынешних сотрудников, поддерживают акцию и обвиняют руководство в подрыве репутации Школы. Они требуют, чтобы руководство выполнило «основные требования рабочих о справедливом обращении и оплате труда», а также «немедленной отмены дисциплинарных взысканий, с которыми столкнулись некоторые работники, участвующие в профсоюзной деятельности и кампаниях».
Одним из тех, кто поддерживает рабочих, является лектор Королевского колледжа Лондона по глобальному здравоохранению и выпускница LSHTM Саба Буфхед, которая говорит: «Наше академическое сообщество, как и специалисты по здравоохранению, заняли солидарную позицию с менее привилегированными коллегами, которые организовались для улучшения своих условий труда. Из исследований, которые мы проводим, мы знаем, что эти условия являются основной определяющей здоровья. Я надеюсь, что высшее руководство LSHTM немедленно исправит ситуацию и сделает шаг к устранению причин медицинского и социального неравенства в своей собственной организации».
Баттерси
К югу от Темзы, в Баттерси, еще один небольшой низовой профсоюз ведет битву за своё признание. Речь о United Voices of Works (UVW), представляющем работников Развлекательного центра Latchmere, который обратился в Центральный арбитражный комитет за официальным признанием.
Здесь уборщики, в большинстве своём боливийцы, требуют, чтобы им платили лондонский прожиточный минимум вместо того, что они получают сейчас и что всего на несколько пенсов выше нижнего порога минимального уровня оплаты. Также они заявляют, что в настоящее время получают только установленную законом минимальную оплату по болезни, и требуют перевода их на схему полной оплаты больничного.
Хуан Хименес Янес, один из уборщиков и членов UVW, сказал: «Мы, работники развлекательного центра Latchmere, получаем почти минимальную заработную плату, и мы просим повышения уровня оплаты труда. Мы хотим лондонского прожиточного минимума (LLW) и просим всех наших коллег, чтобы они поддержали нас в нашем деле. Продолжайте бороться, товарищи!»
Центр принадлежит Совету Уондсворта (район Лондона), который платит 3,7 миллиона фунтов стерлингов в год компании Places for People Leisure Management (PPLM) за управление развлекательными центрами от его имени. Стоимость всего контракта с PPLM составляет 22 миллиона фунтов стерлингов.
Что касается материнской компании PPLM Places for People (PfP), то она представляет собой одну из крупнейших в Великобритании ассоциаций частного жилья с активами более 4,9 млрд фунтов стерлингов и владеет более чем 220 000 собственных или находящихся в управлении домов, а также управляет 108 развлекательными заведениями по всей стране.
В прошлом году PfP получила прибыль до налогообложения в размере почти 80 миллионов фунтов стерлингов с резервом в размере 700 миллионов, но платит уборщикам в Latchmere всего на пять пенсов больше, чем минимальная заработная плата в размере 9,50 фунтов.
В этом году местные выборы в Уондсворте выиграли лейбористы, положив конец годам правления тори в этом районе. Саймон Хогг, лидер нового Трудового совета Уондсворта, заявил: «Нет морального оправдания тому, чтобы платить людям меньше, чем LLW, особенно в то время, когда счета домохозяйств взлетают до небес, а семьи испытывают трудности. Любая компания, которая претендует на контракт с советом, должна будет гарантировать, что их работникам будет выплачиваться как минимум LLW».
Контракт на управление развлекательным центром будет перезаключаться в сентябре 2023 года, но UVW указывает, что при нынешней высокой инфляции проблему нужно решать сегодня, и требует, чтобы UVW был признан в качестве профсоюза уборщиков.
Вест Энд
Работники другой, пусть и не столь жизненно важной отрасли, также начинают голосование за проведение забастовки. Они работают в казино Grosvenor в Лондоне. Несмотря на их помощь в перераспределении денег от людей, у которых денег больше, чем разума, к их боссам, работникам казино предложили фактическое уменьшение заработной платы относительно уровня инфляции.
Их профсоюз Unite отмечает, что владелец Grosvenor, Rank Group, в прошлом году получил прибыль в размере 40 миллионов фунтов стерлингов, но предлагает повысить заработную плату только своим самым низкооплачиваемым работникам до лондонского прожиточного минимума, то есть 11,20 фунтов час. В то же время сотрудникам с более высокими зарплатами предлагается повышение только на 4,3 процента, в то время как реальный уровень инфляции составляет 11,8 процента.
Такая заработная плата является лишь незначительной компенсацией, учитывая, что большая часть работы приходится на вечернее время и выходные, а также ночные часы.
Представитель Unite Дэйв Тернбулл сказал: «Если работники проголосуют за забастовку, это неизбежно вызовет огромные сбои в работе компании, но ответственность за возникновение спора целиком лежит на Grosvenor Casinos. Даже на этом позднем этапе забастовку можно предотвратить, если Grosvenor Casinos вернется за стол переговоров и сделает реалистичное предложение по оплате».