Путешественник в «Город Солнца»
5 сентября 2018 года исполняется 450 лет со дня рождения выдающегося итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы (1568 — 1639). Настоящее имя Кампанеллы – Джованни. Имя Томмазо он принял, постригшись в монахи. Кампанелла родился в семье неграмотного сапожника на юге Италии в провинции Калабрия. Мальчик был очень любознательным и мечтал получить хорошее образование. Для этого ему пришлось постричься в монахи ордена доминиканцев.
Томмазо был глубоко верующим человеком и, вместе с тем, был склонен к вольномыслию. И в религиозной, и не только в религиозной сфере. Это вольномыслие приводило к неоднократным арестам. Но самый длительный арест был последний. И не за вольномыслие, а за политику: Кампанелла готовил восстание с целью свержения испанского владычества в Калабрии. Его хотели казнить, но Томмазо симулировал психическое заболевание и получил пожизненное заключение. В тюрьме он просидел 27 лет. И, как многие революционные деятели, использовал тюремное заключение для написания книг. В 1626 году Кампанелла был освобожден и через несколько лет эмигрировал в более свободную Францию. Правивший Францией кардинал Арман Жан Ришелье (1585 – 1642) оценил таланты Кампанеллы: он всячески поддерживал мятежного монаха. Тем более, тогда Франция и Испания периодически воевали друг с другом. Томмазо Кампанелла написал много произведений по теологии, философии и другим дисциплинам. Поскольку я не силен в католичкой теологии, то воздержусь от их оценки. Отмечу лишь очень важную мысль Кампанеллы о том, что в мире все связано со всем. Кампанелла высказал ряд глубоких научных мыслей. Так, он рассматривал повышение температуры тела во время болезни не как болезнь, а как борьбу организма с болезнью. Главным произведением Кампанеллы стала книга «Город Солнца», описывающая прекрасный мир, где все трудятся, но нет собственности. Это произведение заставляет считать Кампанеллу одним из основоположников утопического коммунизма. Считается, что утопия – это дело несерьезное. Это и так, и не так. Утопия становится несерьезной и даже вредной, когда её пытаются реализовать в том виде, в котором она представляется современникам. Но утопия позволяет понять реальные проблемы общества, в котором она возникла, и задуматься о возможности их исправления. Утопия – это не проект, утопия – это постановка задачи. Решается она, скорее всего, не так, как представляется утописту. Самолет Ил-62 и ковер-самолет из русских сказок сильно отличаются друг от друга.
Томмазо Кампанелла не был первым представителем утопического коммунизма. Ему предшествовал труд очень серьезного человека – министра английского короля Генриха VIII (1491 – 1547), Томаса Мора (1478 – 1535). К сожалению, у Томаса Мора возникли разногласия с королем по ряду политических вопросов, и король распорядился отрубить своему министру голову. Стилем управления Генрих VIII не слишком отличался от своего современника Ивана Грозного (1530 – 1584). Свой труд, напечатанный в 1516 году, Томас Мор назвал «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». В книге Томас Мор рассказал об острове Утопия. На этом острове, управляемом мудрым монархом, нет собственности, денег и эксплуатации. Труд обязателен для всех: рабочий день длится по 6 часов. Интересно, что в Утопии есть рабы, выполняющие наиболее тяжелые и грязные работы и никакими правами не пользующиеся. «Город Солнца» Кампанелла написал, сидя в тюрьме. По-видимому, в 1602 году. Так же как Томас Мор, Кампанелла описывает идеальное государства, где нет собственности, денег, где все работают. Но помимо того, что писал Томас Мор в «Городе Солнца», есть некоторые детали. Прежде всего, в Городе Солнца существует высокоразвитая техника. В отличие от Мора, Кампанелла понимает, что социальные новации «Города Солнца» опираются на технический прогресс. И о рабах в Городе Солнца ничего не говорится. В городе Солнца нет семьи в обычном смысле этого слова. Детей воспитывает община. Вопрос о том, от кого женщина будет рожать ребенка, решают специально уполномоченные должностные лица. При этом они руководствуются соображениями, связанные с наследственным здоровьем будущего поколения.
В Городе Солнца уважаются все религии, и религиозной дискриминации нет. Но атеизм запрещен. Мысль о том, что бога, упаси боже, нет, представлялась мыслителю слишком опасной для общественной нравственности. В 1970-х годах советский писатель Владимир Федорович Тендряков (1923 — 1984) написал философско-исторический роман «Покушение на миражи». Одним из персонажей романа является Томмазо Кампанелла. Автор очень четко сформулировал причину краха Города Солнца – отсутствие механизма принуждения к труду, необходимого для уровня развития производительных сил, описанных в романе. Без снятия этой проблемы Город Солнца нежизнеспособен. Золотой эпохой утопического коммунизма стал конец 18 – первая половина 19 века. В 1797 году во Франции был казнен Гракх Бабеф (1760 – 1797). А затем там же появляются такие мыслители, как Анри Сен-Симон (1760 — 1825) и Шарль Фурье (1772 — 1837). Выдающимся представителем утопического коммунизма 20 века был палеонтолог и писатель-фантаст Иван Антонович Ёфремов (1907 – 1972). Его роман «Туманность Андромеды» пользовался и поныне пользуется большой популярностью в нашей стране. И, помимо Ефремова, было немало писателей-фантастов, пытавшихся описать коммунистическое будущее. И мы, наверное, вправе сказать, что утопический коммунизм получил свою новую жизнь в научной фантастике. Популярность утопического коммунизма свидетельствует о том, что капитализм – это не такой строй, который может удовлетворить человека.
С. В. Багоцкий