От редакции. Мы приводим перевод статьи издания Evrensel о протестах работников нефтедобывающей отрасти Ирана.
Организационный комитет иранских нефтяников ответил на вопросы Evrensel о продолжающихся протестах и забастовках. Рабочие утверждают, что они сражаются как против режима, так и против сложившихся экономических условий.
Вот уже 90 дней по всей стране не утихают протесты против всей структуры иранского режима, начавшиеся после убийства полицией нравственности Махсы Амини, бойкотируются занятия в образовательных учреждениях, в определенное время закрываются магазины.
В протестах приняли участие работники различных профессий. Нефтяники, составляющие ключевую отрасль иранской экономики, были среди тех, кто первым начал борьбу. Забастовочная волна, поднявшаяся с закрытия рабочими города Эселуйе дорог к фабрике, распространилась по всей стране.
Начиная с 2017 года нефтяники юга играют стратегически важную роль как в организации, так и в мобилизации других секторов экономики. Протестам сопутствуют не только экономические требования, но и движение против режима в Иране. Сегодня можно услышать, как люди скандируют: «Нам не нужна Исламская Республика Иран! Смерть диктатору!»
Протесты нефтяников юга, несмотря на оказываемое давление, мобилизовали и работников нефтяной отрасли в Сенендедже и Тегеране. В последние недели мы стали свидетелями того, как и в этих провинциях рабочие выходили на забастовки. Эти забастовки, выдвигающие как экономические, так и политические требования, такие как запрет казней и освобождение заключенных, стали определяющими событиями для современного народного движения в Иране.
Забастовки рабочих были тепло приняты студентами, поэтому в кампусах очень популярен лозунг «Нефтяник – наш учитель». С 2017-го года развивающееся шаг за шагом движение нефтяников вдохновляет студенчество.
О нынешнем положении дел Evrensel рассказал Организационный комитет иранских нефтяников. В целях безопасности имена и лица рабочих были скрыты.
В каких условиях проводятся забастовки в разных секторах и на разных этапах производства нефти?
Ранее работники сделали заявление, в котором они, как и все в Иране, выразили негодование по поводу убийства полицией нравов Махсы Амини, а так же поддержку людям, борющимся против организованного насилия над женщинами, против бедности и коррупции. Они объявили, что остановят работу и начнут забастовку против этих явлений.
После революционного подъёма народа первые протесты и забастовки в топливном секторе были организованы работниками в Бушире, Демавенде, на заводах Hemgan Petrochemical в Эселуйе и на нефтеперерабатывающих заводах Kangan Petro и Abadan. В первой своей фазе они шли всего три дня, потом были подавлены, и более 250 рабочих оказалось за решеткой.
После этого наши товарищи из числа работников, нанятых по контракту, на некоторых участках нефтеперерабатывающего завода Кенган объявили о подготовке к забастовке. Также Организационный комитет иранских нефтяников призвал поддержать всеобщую трёхдневную акцию против иранского режима «Общая забастовка — общее действие», а также широко распространившиеся протесты и забастовки в южных регионах, в которых участвовали работники с НПЗ города Сенендедж.
Коротко можно заявить, что атмосфера, царящая в нефтеперерабатывающей отрасли, говорит о полной готовности к действию.
Какого рода давление оказывается на вас, работников топливного сектора, в процессе? Как осуществляется организация забастовок, несмотря на давление?
Как вы знаете, нефтепереработка – важная отрасль для государства. Поэтому оказываемое давление гораздо сильнее обычного.
Производство в нефтепереработке управляется службой безопасности и полицией. Уже около 20 лет 40% ключевых должностей на предприятиях топливного сектора занимают сотрудники службы безопасности, военные и их родственники. Еще больше их в административной среде и среди нанятых по контракту. Они обязаны отслеживать все действия других работников и немедленно докладывать о любом недовольстве представителям службы безопасности.
В последние годы работники, за исключением небольшого числа административных служащих, не утруждались подчиняться приказам и сами протестовали против сложившейся ситуации, организовывались разными способами. Уровень солидарности вырос и среди тех, кто работает по контракту, и без него. В результате удалось сформировать и наладить работу Организационного комитета иранских нефтяников, выступающего голосом рабочих.
Еще одной формой репрессий выступают увольнения. Жестокая эксплуатация рабочих, практика заключения краткосрочных трудовых договоров и угрозы увольнения встречаются повсеместно, притом что зарплаты в одной из самых важных отраслей страны оставляют желать гораздо лучшего. Первая задача руководства – незамедлительно уволить работников, недовольных ситуацией. Но, несмотря на это, наши отделы нацелены на движение вперед к укреплению взаимодействия друг с другом.
Каковы требования бастующих рабочих?
Основным требованием нефтяников является отмена системы субподряда. Не менее важными пунктами являются: