Советы и разъяснения юриста по действиям при получении производственных травм.
Травма квалифицируется как производственная, если случай, из-за которого она произошла, признан несчастным случаем на производстве. При этом травмой может быть, например, увечье, ожог, поражение электрическим током и даже укус животного или насекомого. Главное, чтобы такая травма соответствовала еще и определенным признакам, в частности (ст. 227 ТК РФ, п. 3 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве, п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 №2):
1) ее получил работник или иное лицо, участвующее в вашей производственной деятельности (например, студент-практикант), и при этом он застрахован в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
2) травма получена при исполнении трудовых обязанностей, выполнении какой-либо работы по вашему поручению, совершении иных правомерных действий в ваших интересах или обусловленных трудовыми отношениями;
3) травма получена на территории вашей организации, другом объекте, которым вы владеете, арендуете, либо в месте, где работник (иное лицо) исполняет свои обязанности. Событие может быть признано травмой, если произошло в том числе во время поездки на работу или обратно на служебном, личном транспорте (если он используется в служебных целях по вашему поручению или по соглашению), при следовании в командировку;
4) травма получена в рабочее время, в том числе во время установленных перерывов, согласованной сверхурочной работы или работы в выходной или нерабочий праздничный день;
5) лицо, получившее травму, нуждается в переводе на другую работу, травма повлекла для него временную или стойкую утрату трудоспособности (в любом случае не менее одного дня с учетом ч. 1 ст. 230 ТК РФ) или смерть.
Решение о том, относится травма к производственной или нет, принимает комиссия по итогам расследования конкретных обстоятельств несчастного случая на производстве (ч. 1, 3 ст. 227, ч. 1 ст. 229 ТК РФ).
Как правило, такую комиссию утверждает работодатель, но есть исключения (все зависит от того, где произошел несчастный случай). Например, если травма была получена в организации (на объекте), подконтрольной Ростехнадзору, то состав утверждается руководителем его территориального органа (ч. 13 ст. 229 ТК РФ).
Если комиссия формируется работодателем, то должны быть учтены требования ст. 229 ТК РФ и разд. II Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве. В частности, комиссия должна состоять как минимум из трех человек, среди которых в том числе должен быть специалист по охране труда (иной работник, ответственный за охрану труда), представители работодателя, представители профсоюза. Состав комиссии должен быть нечетным.
Если по итогам расследования комиссия квалифицирует травму как производственную, то об этом составляется акт о несчастном случае на производстве чаще всего по форме Н-1, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.2002 №73. Если несчастный случай был групповым, тяжелым или со смертельным исходом, то дополнительно оформляется акт по форме 4, кроме несчастных случаев с отдельными категориями работников, например со спортсменами. Это следует из ч. 5 ст. 229.2, ч. 1 ст. 230 ТК РФ, абз. 1 п. 3, абз. 1 п. 26, абз. 1 п. 28 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве.
При получении работником производственной травмы он имеет право (п. 1 ст. 8 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»):
Так же, если в возникновении производственной травмы будет установлена вина работодателя, то работник может потребовать от работодателя компенсации материального вреда (например, затрат на лечение и реабилитацию) и компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации суд обратит внимание правомерность действий работника.
Случай из практики:Гражданин Н. работал в ООО «Ромашка» в должности грузчика. В ходе разгрузки досок потребовалось их обязать тросом и прицепить к крюку крана-манипулятора. Так как в тот момент времени стропальщика на месте не оказалось, Н. вызвался выполнить данные работы.В ходе разгрузки, трос развязался и доски выпали на Н., который находился в кузове машины. По итогу медицинского обследования у Н., помимо незначительных телесных повреждений, было выявлено повреждение голени правой ноги, из-за которого ногу ниже колена пришлось ампутировать.Н. обратился в суд с требованием о взыскании компенсации морального вреда, так как посчитал, что работодатель виновен в возникновении несчастного случая.Суд первой инстанции признал обоснованным требования Н. и взыскал с работодателя компенсацию морального вреда 100 000 рублей.Суд апелляционной инстанции снизил размер компенсации до 50000 рублей, так как в данном случае усматривалась вина не только работодателя, но и самого Н., поскольку он самостоятельно принял решение выполнить работы, которые не соответствуют его квалификации, и выполнение которых работодателем ему не поручалось.