Профсоюз автомобильных рабочих пересматривает границы возможного для американских трудящихся

С 15 сентября члены американского профсоюза United Auto Workers (UAW) участвуют в так называемой «stand up» забастовке, подразумевающей акции не на всех рабочих местах разом, а сначала на некоторых точках производства с дальнейшим вовлечением всё большего числа работников и большего количества цехов. Как объясняет руководство профсоюза, такой шаг необходим в качестве дополнительного давления на работодателей на переговорах, которые ведутся до сих пор. Если они не идут на уступки, профсоюз призывает больше и больше ячеек и членов присоединяться к забастовке вплоть до одновременной акции на всех предприятиях автопроизводителей. РТФ продолжает следить за дальнейшей борьбой американских рабочих, однако необходимо также вспомнить предысторию этого трудового конфликта и требования рабочих, которые работодатели так противятся удовлетворить.

Кадр из видеоролика о «stand up» забастовке

В конце августа более 100 тысяч работников автопрома, занятых на трех крупнейших предприятиях по производству автомобилей в США, голосовали за проведение забастовки — в итоге 97% работников отдали свой голос «за». Вслед за успешной договорной кампанией почтового профсоюза Teamsters, работники автопрома борются за исторические требования. Руководство UAW ведёт переговоры о более выгодных условиях для 144 тысяч американских рабочих, занятых на предприятиях «большой тройки» производителей авто (Ford, General Motors и Stellantis). Срок действия текущего договора истек 14 сентября и, в связи с тем, что компании не пошли на уступки, работники вышли на забастовку.

Президент UAW Шон Фейн намерен вывести профсоюз из недавней истории уступчивых договоров, которые принижали боевой опыт и победы UAW 1930-х и 1940-х годов. Например, после рецессии 2008 г. руководство UAW отказалось от поправки на стоимость жизни (COLA), которая привязывала рост заработной платы к инфляции. Корректировка стоимости жизни была историческим требованием, первоначально завоеванным после массовой сидячей забастовки 1946 года на заводе General Motors.

Сейчас работники UAW страдают от последствий высокой инфляции. Некоторые работники получают 18,04 долларов в час, что ниже начальной ставки 2007 года, которая составляла 19,6 долларов (с учетом инфляции).

Пожалуй, одним из самых радикальных требований текущей договорной кампании является 32-часовая рабочая неделя, практически невиданная при современном капитализме. В этом требовании Фейн черпает вдохновение из истории UAW, требовавшей сокращения рабочей недели в 30-40-е годы прошлого века. Примечательно, что в то время влияние коммунистов в UAW и в рабочем движении США в целом достигло своего пика, но в скором времени сильно пострадало из-за маккартистской «красной угрозы» 1950-х годов.

По словам Фейна, прошлые уступки руководства профсоюза привели к тому, что в настоящее время некоторые работники автопрома вынуждены работать по 12 часов в день 7 дней в неделю.

Помимо сокращения продолжительности рабочей недели, UAW хочет восстановить COLA, прекратить закрытие автозаводов, отменить двухуровневую оплату труда и двухуровневые льготы, восстановить пенсию с установленными выплатами и медицинское страхование пенсионеров, обеспечить гарантии занятости, а также сделать всех временных работников постоянными.

144 000 работников UAW наняты тремя крупнейшими компаниями и охвачены одним контрактом, срок действия которого истекает 14 сентября (Фото: UAW через Twitter)
144 000 работников UAW наняты тремя крупнейшими компаниями и охвачены одним контрактом, срок действия которого истекает 14 сентября (Фото: UAW через Twitter)

«Раньше мы были отраслевым стандартом, когда речь шла о переговорах по контракту и повышении зарплаты», — сказал Джесси Рамирес, президент профсоюзной ячейки UAW Local 230. «Наши зарплаты были одними из самых высоких во всех отраслях, а сейчас мы снова опустились на самое дно… Это очень огорчает наших работников. Поэтому для наших сотрудников на первом месте стоит повышение зарплат».

Рамирес также рассказал об уникальных проблемах, с которыми сталкиваются работники его предприятия и которые также отражают условия труда работников «большой тройки» автопроизводителей по всей стране.

«У нас существует многоуровневая система, и на нашем предприятии фактически три уровня, и эта многоуровневая система разделила наших членов», – сказал он. «У нас есть работники, которые получают полную зарплату и пенсию. Есть другая группа, которая получает полную зарплату, но без пенсии. И есть еще одна группа, которая получает четверть зарплаты и также без пенсии».

Такая многоуровневая система была введена в результате уступок UAW на переговорах по договору 2007 года, что привело к высокой текучке кадров и созданию еще более низкооплачиваемого уровня временных работников. Профсоюз Teamsters недавно отменил непопулярную многоуровневую систему в своем последнем договоре для работников UPS — члены UAW надеются пойти по их стопам и уравнять труд во всем профсоюзе.

Несмотря на громадные прибыли всех трёх компаний в 21 млрд долларов только за первое полугодие этого года и личное обогащение исполнительных директоров в последние годы, работодатели пока так и не нашли средств, чтобы удовлетворить требование работников хотя бы касательно повышения зарплаты. Вместо этого поступили сообщения об «временном» сокращении суммарно 2600 рабочих на заводах Ford и General Motors «из-за проведения забастовок на других участках производства». Это о таком «возвращении за стол переговоров» и «взаимовыгодном соглашении» говорил господин Байден?