Приют

ПриютСоциально-реабилитационный центр для несовершеннолетних или, по-простому, приют – это промежуточная станция между семьёй и интернатом. Когда дома нет благополучия, то районный или городской комитет по опеке направляет ребёнка в такое учреждение на временное пребывание. Если родители пьют и дерутся, не работают и не хотят заботиться о детях – придёт участковый с социальным педагогом, составят акт, дитё увезут в приёмное отделение центра. Незадачливым папам и мамам придется либо исправляться, «браться за ум», либо ждать решения о лишении родительских прав… Иногда, особенно в последнее время, детей изымают от родителей без особых причин, и тогда борьба родителей за возвращение ребёнка в семью носит совершенно справедливый характер. В этих случаях ребёнок тоже живёт в приюте, дожидаясь разрешения разворачивающегося судебного конфликта. – Мужчины нам нужны, – сказала директор, читая мою «трудовую книжку». Автослесарь, срочная служба в ВС РФ, философский факультет пединститута, охранник, грузчик – вот всё, что она вычитала там о моей предыдущей деятельности. Ещё была работа на стройке, но об этом эпизоде биографии в книжке запись отсутствовала. Про стройку я сказал сам и сразу был принят на работу. В первом отделении центра как раз производился ремонт «своими силами». Ближайший месяц я красил стены и белил потолки вместе с воспитателями младшей группы. В перерывах рассказали мне там всякого, но я рвался в бой, и вот, наконец, я заступаю на смену во втором отделении, где живут дети от девяти до пятнадцати лет. Их проблемы должны были стать моими проблемами. Параллельно я читал Макаренко. Смены по 12 часов, с восьми утра. По ночам дежурят специальные «ночные» воспитатели. Основная их обязанность очень похожа на функцию надзирателя – дети не должны ничего натворить. Утром подъём, умывание, завтрак. На детей нельзя кричать, а иногда хочется – воспитатель отвечает за точное соблюдение распорядка дня, а воспитанники то бегают, то прыгают, то придумывают всякие причины, чтобы нарушить правила. Школьники отправляются в свои средние образовательные учреждения. Старшие самостоятельно, младшие с сопровождающими воспитателями. С дошкольниками проводятся различные игры и занятия. В выходные дни для воспитанников устраиваются какие-нибудь культурные мероприятия, например походы в цирк или музей. Дети воспринимают такое времяпровождение неоднозначно. Для некоторых это страшное мучение, отнимающее возможность бездельничать и играть в компьютерные игры.

Ждущие

– Я хочу стать вором! – сказал мальчик воспитателю в приюте. – Вор – очень престижная профессия, которая приносит много денег. – Как же так, Вова, вор – это же паразит, достойный помещения в тюрьму. Вот возьми, к примеру, водителя автобуса. Он не просто деньги зарабатывает, он возит людей, приносит пользу. Или строитель – он не только зарплату получает, но ещё и дома людям строит, все ему благодарны. А вор приносит только вред людям, одному себе пользу. Да и то сомнительную, его ведь в тюрьму всё равно посадят. – Вор сам по себе, ему никто не нужен. И я буду таким. – Вова скривил презрительную ухмылку и от дальнейшего разговора уклонился. ДетиТаких детей в приюте много. Это волчата, думающие, что уже познали подлинный смысл жизни. И смысл этот в их понимании один – каждый сам за себя… Марина Л. малолетняя проститутка. Ей 14 лет, и она уже лежала в больнице после отравления парами бензина или какой-то другой дряни. Иногда она убегает на несколько недель, «на подработку». После этого её возвращает в приют милиция. У Марины есть только бабушка и дедушка, а родители погибли в какой-то аварии. В принципе, если бы родственники оформили удочерение, Марина отправилась бы к ним жить. Но бабушка с дедушкой не хотели ничего оформлять, поскольку Марина в каждый свой визит доводила стариков до белого каления. Как-то раз Марина в очередной раз отправилась в загул и оставила под своей подушкой тетрадь со стихами. Это были рифмы ненависти ко всему миру, стихи злобы к своим родственникам и к работникам приюта. Особенно мне запомнились две строчки: «Я ненавижу весь свет, Пусть подохнет мой дед». Возвращаясь с гулянок, Марина могла быть под воздействием какой-нибудь наркотической отравы. – Если вы вызовете милицию, с вами приедут разбираться все сутенёры города! – Успокойся, Марина. Сутенёрам нужны деньги, а не проблемы, ты – проблема… Подобные примеры не единичны. Таких детей я для себя назвал «ждущими». Они дожидаются, когда контроль за ними ослабнет, – и уж тогда они развернутся в полную силу. Хотели бы вы встретиться в смутные времена с бандой таких, как Вова Н. и Марина Л.? Убьют, ограбят, уничтожат. Если сейчас их не встряхнуть и не направить на другой путь, расплачиваться будем мы все. Я убеждён, что сложными детьми надо плотно заниматься, применять все известные научные педагогические методы и не экономить. Применив неимоверные усилия, можно перенаправлять жизнь таких подростков на другую дорогу. Только вот беда, что если само общество идеализирует образы воров и проституток, то у педагогов-энтузиастов ничего не выйдет. Получается, что изменения нужно начинать с самого общества.

Выводы действия

Фильм завораживал детей. Они сидели перед телевизором на диванах, на креслах, на пуфиках и смотрели, как мстительная женщина-киллер отрубает руки, вырывает пальцами глаза, применяет секретные приемы. Трудные детиИ она добьётся своего, эта белокурая бестия: все бывшие коллеги, едва не убившие её, вскоре умрут сами. Дети наполнялись энтузиазмом и представляли себя в будущем в роли высокооплачиваемых красивых убийц, имеющих прекрасное оружие и знающих как его применять. Воспитатель курил на крыльце и листал изувеченную книгу А.Макаренко «Педагогическая поэма». «Ему было проще, чем нам, – думал воспитатель. – Ведь общество в те времена стремилось к построению светлого будущего. А сейчас куда общество стремится?» Книгу уже можно было выбрасывать, в ней не хватало многих страниц… Воспитатель докурил и пошел выключать телевизор, пока не начался новый кровожадный фильм. На этот раз детские протесты его не остановили. Воспитатель знал, что кто-то из детей действительно станет убийцей, а кто-то вором или кем-то ещё из уголовного ряда. Ведь вчера по центральному телевизионному каналу показывали фильм про удачливых взломщиков. Сегодня про убийц. А завтра покажут про обаятельного маньяка-людоеда.

***

Путь революционера начинается именно с этого – с понимания необходимости абсолютных и тотальных изменений устоявшейся жизни общества. Если ты воспитатель, то ты видишь, как вопреки твоим стараниям и твоему энтузиазму воспитанники превращаются в закоренелых индивидуалистов, способных ради наживы на всё. Но корень зла не в детях, а в окружающей бесчеловечной среде, в условиях, созданных существующим общественным строем. Беспощадная система, имеющая ныне политическое и экономическое господство, рушит все твои педагогические начинания. Чтобы быть воспитателем до конца, нужно сломать систему… Над детьми система имеет больше власти, чем родители и воспитатели. Что же говорить о взрослых, которые порабощены и раздавлены рыночным божеством? Под их же возбужденные крики система утопит всех желающих в сладких грезах… Тебя тошнит от политического театра абсурда, разгулявшегося в стране, и ты решил заняться реальной политикой, то есть агитацией и организацией трудящихся для революции? Тебе скажут, что: Ленин был немецкий шпион; Сталин был террорист и параноик; Октябрьской революции вовсе не было; Большевики разрушили страну, и только сейчас она возрождается (очень парадоксальное направление лжи, в наше время и в нашей стране демографическая ситуация далека от советских показателей). Да и много ещё чего скажут враги народа, чтобы убить в тебе революционера. Только помни, что революционные трудящиеся под руководством партии большевиков, Ленина и Сталина как-то раз уже смогли надолго свергнуть власть капиталистов. В Советском Союзе беспризорники массово превращались в рабочих, учёных и деятелей искусства, дома возводились не для избранных воров, а для миллионов простых людей, автобусы же, как и самолёты, были общедоступны. Советские детиТам можно было жить и работать и строить будущее. Где еще в мире в тридцатые годы снимались такие фильмы? «Трактористы» — это не гангстерские разборки в Чикаго, не белиберда, а фильм о настоящих людях, тружениках. Они в почёте в СССР, они приносят огромную пользу обществу, они – часть той элиты, на которую опирается Советская власть. Вот на кого будут равняться мальчишки перед Великой Отечественной войной! Во всём «цивилизованном» капиталистическом мире в те времена, как и сейчас, никому и в голову не придёт воспевать трактористов, шахтёров, людей простых, но важных рабочих профессий. Для капиталистов это не люди, а грязь под ногами. Но не в СССР! Здесь люди труда в почёте, для них все дороги открыты. Вспоминается лозунг на домах «Слава труду!» Такой маленький штрих, а говорит обо всём. За социализм опять нужно бороться и думать, как его сберечь. Капитализм всё равно не даст тебе нормально работать, растить детей и просто жить. Тебя называют экстремистом? Что ж, придётся им действительно стать.

Вячеслав Сычёв

Источник