Ранее мы писали о проблемах низкого уровня оплаты труда школьных учителей в России и острой нехватки учителей в школах в Германии. Между тем, 30 марта 2023 года глава британского Профсоюза университетов и коллежей (University and College Union, UCU) Джо Гради прокомментировала печальный доклад о зарплате преподавателей британских колледжей и отметила, что: «Кризис, который связан с персоналом, реален и вызван политикой строгой экономии более чем десяти последних лет в отношении зарплат и ресурсов колледжей».
Часть колледжей в Соединённом Королевстве выпускает студентов со специальным образованием и работает под эгидой BTEC (The Business and Technology Education Council). Преподаватели этих коллежей обучают квалификациям, название которых звучит достаточно общо для российского уха: «Гостеприимство», «Финансы», «Инженерное дело». При этом нужно учесть, что более четверти людей, которые поступали в 2018 году в университет в Соединённом Королевстве, имели специальное образование BTEC. Интересно, что многие из таких абитуриентов происходят из удалённых и индустриальных северных и центральных регионов Англии (the North West, Yorkshire and the Humber, North East and West Midlands).
Другая часть колледжей даёт общее образование, после получения которого студенты получают сертификаты A Levels.
Доклад «Что случилось с зарплатой преподавателей колледжей в Англии?», о котором шла речь в интервью Джо Гради, был подготовлен в марте этого года IFS (The Institute for Fiskal Studies) [от ред. — работу организации финансирует траст под названием the Nuffield Foundation]. IFS сравнил зарплаты преподавателей колледжей с заплатами школьных учителей в Англии, а также данные о текучке кадров в колледжах и школах. В результате IFS сухо констатировал, что ближайшее будущее для преподавателей колледжей представляется «мрачным».
IFS выяснил, что медианная зарплата преподавателей колледжей в Англии снизилась на 19% между 2010-2011 годами и сегодняшним днём (доклад написан в марте). Школьные учителя в Англии за этот же период потеряли 14% медианной зарплаты.
Исходя из исследования IFS, по состоянию на 2019 год, около 25% преподавателей колледжей уходили с рабочего места после одного года работы на нём. При этом докладчики привели несколько цифр, свидетельствующих о том, что в настоящее время число преподавателей, которые бегут из колледжей, стремительно растёт. В 2019 году только половина уходящих преподавателей колледжей шла учить в другие организации, другая половина — уходила из профессии.
В сфере школьного образования ситуация на первый взгляд обстоит немного лучше — по данным за тот же 2019 год, среди школьных учителей только 15% уволились после года работы.
Доклад IFS о зарплатах и о текучке кадров в британской системе образования показал тревожные цифры. Факты показывают, что преподаватели колледжей получают всё меньше денег в реальном выражении и, как следствие, всё чаще покидают профессию. Пусть данные по английским школам несколько лучше, мы бы не стали сильно радоваться за школьных преподавателей, тем более, что тенденции как к сокращению зарплаты в реальном выражении, так и к увеличению текучки кадров налицо и в школах.
Возникает вопрос: почему так происходит? IFS объясняет ситуацию достаточно просто: с 2010-2011 годов правительство сократило расходы на содержание системы колледжей примерно в два раза. Руководители колледжей не имеют иного выхода, кроме как сокращать расходы на оплату труда. Мы можем предположить, что действия британских преподавателей по защите своих прав и, в частности, деятельность профсоюза UCU привели к тому, что руководители пока ещё не сократили оплату труда в 2-3 раза.
По итогам наших материалов о кризисных явлениях в системах образования разных стран мы можем сделать некоторые выводы. Да, образовательные системы разных стран сталкиваются с разными проблемами. Если в Германии школы страдают от острой нехватки учителей из-за хронического недофинансирования системы подготовки преподавательских кадров, а в России система подготовки кадров готовит много преподавателей, но преподаватели просто бегут из системы из-за нищенских зарплат, то в Англии система колледжей не получает достаточного финансирования и руководство колледжей вынуждено режет зарплаты преподавателям. На этих фактах мы видим иллюстрацию известного тезиса о том, что неолиберальные правительства сокращают бюджетные расходы на социальную сферу и занимаются её коммерциализацией.
Британские власти режут расходы на подготовку студентов колледжей, то есть тех, кто буквально завтра пойдёт на рынок труда как рабочая сила, а потому такое наплевательское отношение к воспроизводству рабочей силы выглядит удивительным даже для страны, которая является родиной неолиберализма [от ред. — такая политика, в сущности, не отличается от типичной буржуазной политики максимизации прибыли, поэтому данный термин вводит в заблуждение и не рекомендуется к употреблению].
Кроме того, если ранее мы видели мизерные расходы на образование как типичное явление для России и для аналогичных ей стран, которые занимают промежуточное или низкое положение в пищевой цепочке капиталистической системы, то теперь мы можем видеть как преподаватели развитых европейских стран сталкиваются со снижением зарплат и ухудшением условий труда. Это есть закономерность развития кризиса капиталистической системы, маятник которого раскачивается всё сильнее.