Почему в России всё рушится?

В выходные страну потрясли сразу две трагедии: обрушение подъезда многоквартирного дома в Перми и обрушение казармы в Омской области. В первой погибли двое, во второй — 23 человека. Закономерно встаёт вопрос: что же у нас всё кругом рушится? Причём рушится уже так, что под завалами люди гибнут десятками. Почему в России всё рушится? Первая причина — это, конечно, банальное воровство. Известно, что строительство и ремонт зданий и сооружений — очень удобный способ вывести огромные государственные, муниципальные или корпоративные средства в «откаты». По неофициальной информации нормой в этой отрасли является размер отката в 80% суммы контракта. Сейчас даже ещё не оперившиеся выпускники строительных вузов едва ли не в уме могут определить, какое количество цемента можно «сэкономить» при строительстве здания. Понятно, что замена цемента на песок в строительных конструкциях выгодна организаторам строительства, но просто опасна для тех, кто в таких зданиях будет жить и работать. Но есть проблема ещё более серьёзная — устойчиво растущий износ основных фондов во всех отраслях российской экономики. Рассмотрим наиболее вопиющие факты. По словам председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, износ фондов ЖКХ достигает 60%, а в некоторых населённых пунктах — до 80%. Причина такого обветшания ЖКХ проста: фактический объём в покрытие износа жилищного фонда заметно отстаёт от необходимого. Более того, это отставание ещё и растёт: если в 2000 г. не хватало 55% необходимого (а это немало — 1,1% ВВП), то к 2012 г. эта цифра выросла до 70% (1,6% ВВП). В итоге в капитальном ремонте нуждается более половины многоквартирных домов — около 1,6 миллиона. А по официальным данным Росстата доля ветхого и аварийного жилья в общей площади жилищного фонда РФ в 1990 году составляла 1,3% (32,2 млн.кв.м.), в 2000 году – 2,4% (65,6 млн.кв.м.), а в 2011 году – уже 3% (98,9 млн.кв.м.). Сейчас Росстат эту долю даже определить не может — масштаба проблемы мы даже не знаем. Поэтому власти и спихнули обязанность финансировать капитальный ремонт на граждан, введя дополнительные поборы. Но ЖКХ — это не только жилищный фонд, но и, например, жизненно важное для нашей холодной страны теплоснабжение. По данным Ростехнадзора, износ теплосетей составляет 60–70%, ТЭЦ – около 60%, котельных – около 68%.

Результаты аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, 2009 г.

Результаты аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, 2009 г.

В другой жизненно важной отрасли экономики — электроэнергетике — износ мощностей оценивается примерно в 65%. Только с 2002 по 2013 гг. средний возраст основного оборудования электростанций вырос на 7 лет и достиг 32,8 года. То есть в среднем оборудование наших электростанций произведено задолго до Перестройки. А ведь это означает не только потенциальные отключения электричества — аварию на Саяно-Шушенской ГЭС все помнят? Есть ещё одна отрасль, в которой износ фондов может привести к тяжёлым авариям. У нашего национального достояния — ОАО «Газпром» — износ магистральных газопроводов ещё в 2012 г. достиг 71%, компрессоров – 90%, скважин – 77%. Если мы посмотрим на железные дороги, то там ситуация не намного лучше. Уровень износа подвижного состава ОАО «РЖД» составляет около 69%. Около 9,8 тыс. локомотивов (46,2% парка) находятся за пределами срока службы, их возраст составляет более 30 лет. Это, правда, не мешает руководству компании получать многомиллионные «бонусы» и оказывать безвозмездные услуги РПЦ. Проблемы не только в инфраструктуре: промышленность, которая, судя по официальной пропаганде, должна обеспечивать импортозамещение, инновации и даже нанотехнологии, оказывается до безобразия ветхой. Износ промышленных мощностей достигает 78%, а в ряде отраслей машиностроения износ оборудования превышает 80%. Получается, за какую отрасль не возьмись — везде огромная часть оборудования, зданий и сооружений была создана ещё в Советском Союзе. Это неоспоримое свидетельство того, что нынешние власть имущие не хотят вкладывать средств в будущее России. За официальной трескотнёй о патриотизме скрывается психология временщиков — «после нас хоть потоп!» Но российских «хозяев жизни», в свою очередь, ведёт невидимая рука рынка. Очевидна неспособность капиталистической экономики в России направлять средства на созидание и развитие. Российский капитализм лишь проедает невозобновляемые ресурсы нашей земли и тот колоссальный задел, который был создан нашим народом во времена социализма. Задел не только в виде зданий, оборудования и инфраструктуры. Это разведанные минерально-сырьевые запасы. Это научно-технический задел, который позволяет России ещё как-то держаться в ракетно-космической сфере и экспортировать вооружения. Это образовательный уровень граждан, который неумолимо падает последние десятилетия.
Пожар на газопроводе Уренгой – Новопсков, 12.03.2015

Пожар на газопроводе Уренгой – Новопсков, 12.03.2015

Расхлёбывать десятилетия проедания всех имеющихся богатств придётся будущим поколениям — тем, кто не имеет средств «свалить» с накопленными богатствами на Запад. Хотя почему только будущим? Критические значения по многим показателям мы наблюдаем уже сегодня, уже сегодня мы видим рост всевозможных аварий и катастроф. Везде нужны колоссальные средства: для восстановления промышленности, жилищного фонда, инфраструктуры, окружающей среды… Но при этом чистый вывоз капитала банками и предприятиями из России в 2014 году составил $151,5 млрд, в первом полугодии 2015 года — $52,5 млрд. Т.е. по сегодняшнему курсу за полтора года капиталисты выкачали из страны более 11 триллионов рублей. И это мы рассмотрели только официальные оценки чистого вывоза капитала банками и предприятиями. А сколько средств потрачено частными лицами на пустую роскошь: на все эти яхты, золотые унитазы и шубохранилища, на зарубежную недвижимость и обустройство своих отпрысков за границей! Если бы средства производства находились в руках трудящихся, эти деньги были бы направлены на восстановление и развитие народного хозяйства, на улучшение жизни людей. Но сейчас всё иначе: правительство видит только один способ улучшить ситуацию — сделать вложения в промышленность и инфраструктуру привлекательными для частных инвесторов. Получается, в ходе приватизации у народа отняли средства производства и передали их капиталистам. А теперь трудящиеся должны на коленях ползать перед этими капиталистами, чтобы те не изымали всю полученную прибыль, а хоть что-то вкладывали в производство и инфраструктуру. Теперь мы должны соглашаться работать больше и получать меньше, безропотно терпеть вредные и опасные условия труда, чтобы не портить «инвестиционный климат». Теперь мы должны оплачивать безумные тарифы ЖКХ и поборы за капремонт, влезать в кредиты ради оплаты медицинских услуг и образования детей. Зато у «инвесторов», которым государство отдало ЖКХ и социальную сферу, будет возможность грести прибыль. Но несмотря на все подарки буржуям-капиталистам, несмотря на шумиху по поводу «сделано у нас», степень износа основных фондов продолжает расти во всей российской экономике, переваливая за критические значения. И этот процесс угрожает нам, нашим родителям, нашим детям. Поэтому бороться за возвращение средств производства в общенародную собственность, под демократический контроль трудящихся — это долг не просто любого гражданина, любящего свою Родину, но и просто любого человека, беспокоящегося за жизнь и благополучие своих близких.

Олег Таранов

-->