От Конева до Гагарина или некоторые последствия использования истории как ширмы

Две недели назад, 3 апреля 2020 года, власти района Прага-6 демонтировали памятник советскому маршалу Ивану Коневу, который был открыт в столице Чехословакии 9 мая 1980 года в ознаменование заслуг маршала и войск 1-го Украинского фронта Красной армии при осуществлении Пражской наступательной операции. Внимание!Спустя девять дней, 12 апреля 2020 года, Госдепартамент США на своей странице в социальной сети Facebook поздравил американцев с «международным днем полёта человека в космос». При этом в тексте поздравления не оказалось ни названия страны, которая осуществила этот полёт, ни даже имени этого человека. Что общего между двумя, казалось бы, непохожими друг на друга событиями? В первую очередь бросается в глаза то, что оба они вызвали достаточно бурную ответную реакцию российской стороны. Россия направила ноту протеста в МИД Чехии, официальный представитель МИД Мария Захарова назвала совершенные в Праге действия «преступлением» и заявила, что они не останутся без ответа. А коллегам из Госдепартамента российское внешнеполитическое ведомство уже на своей странице демонстративно напомнило о том, что первым космонавтом Земли стал советский гражданин Юрий Гагарин, и назвало американскую публикацию «дезинформацией и подлым приёмом эпохи пост-правды». Радует, что хоть такая реакция последовала, потому что в эпоху, когда российскую дипломатию возглавлял приснопамятный Андрей Козырев, и на такой ответ рассчитывать не пришлось бы. Однако давайте все же поищем и другие общие стороны обоих событий. Которые могут оказаться гораздо более глубинными.

Памятник Коневу в Праге

Демонтаж памятника маршалу Коневу в Праге

Сразу после демонтажа памятника Ивану Коневу староста городской части Прага-6 Ондржей Коларж в ёрническом тоне объяснил своё решение тем, что «на памятнике не было маски», а при распространении коронавируса ее обязаны носить все. Но разве на протяжении последних десятилетий некоторые наши, российские публицисты и писатели не позволяли себе не менее уничижительные высказывания в адрес героев Великой Отечественной войны и советского руководства того периода? Разве не в нашей стране всё это время издавались книги и выходили телепередачи, в которых на полном серьезе говорилось, что «Красная Армия, освободив Европу от одной диктатуры, тут же на своих штыках утвердила другую»? И что если мы считаем себя «цивилизованной страной», то нужно просто по-хорошему попросить за это прощения, и будет нам счастье и мир со всеми народами. Разве не российские официальные историки и широко известные (в отличие от Ондржея Коларжа) политики до сих пор осуждают действия нашей страны в 1956 году в Будапеште? Разве не на родине маршала Конева белофашистский мятеж, в ходе которого на улицах Будапешта были зверски убиты множество коммунистов и просто лояльных власти мирных жителей, сегодня называют благородным словосочетанием «венгерское восстание»? И разве не российские публицисты постоянно призывают каяться за 1968 год, когда ввод советских войск в Прагу, по мнению многих современных исследователей, не только оттянул гибельную для социализма «перестройку», но и не позволил нарушиться сложившемуся в Европе балансу сил, тем самым, скорее всего, предотвращая гораздо более кровавые события? Список можно продолжать еще очень долго, но суть ясна уже сейчас. Ну, а теперь разберемся с поздравлением от Госдепа. В ошибку тут верится слабо. Скорее всего, название страны и имя первого космонавта из американского поздравления были исключены вполне сознательно. Но разве не столь же сознательно в нашей стране едва ли не каждый телеведущий, освещающий тему космонавтики, вбивает в массовое сознание мысль, что советские успехи в освоении космоса были исключительно вопреки советской власти? Которая только и делала, что мешала работать «талантливым самородкам», а то и вовсе уничтожала их. Или не сознательно в нашей стране снимаются мерзкие антисоветские подделки типа «Время первых» и «Салют-7»? В которых запуганный и нищий народ под грозным оком и карающим мечом всевидящих спецслужб создает примитивные спутники и ракеты. А потом лучшие сыны этого народа рискуют своей жизнью для того, чтобы доставить удовлетворение партийному чиновнику. Причем если сюжет первой картины противоречат лишь историческим фактам, то некоторые эпизоды второй – уже не только им, но и законам физики.Стоп! Разве не сознательно Герой Советского Союза (впоследствии вице-президент «Альфа-банка») Алексей Леонов, будучи консультантом «Времени первых», пошел на вопиющие искажения фактов о своем же космическом полете? Или не сознательно создатели «Салюта-7» даже не подумали обратиться за консультациями к реальным участникам тех драматических событий: космонавтам Владимиру Джанибекову и Виктору Савиных? Которые, конечно, вряд ли позволили бы включить в сюжет эпизоды со страшными советскими генералами, готовыми расстреливать своих же космонавтов на орбите, или с дракой на борту станции. Не сознательно ли российские публицисты постоянно говорили о том, что советская космонавтика якобы решала исключительно политические задачи, а порою подвергали сомнению даже целесообразность самого гагаринского полета? Аргументируя это тем, что «нищему СССР стоило бы не дорогостоящие космические программы реализовывать, а народу джинсов и телевизоров побольше сделать». Увы, но и этот список далеко не является исчерпывающим. То, что, в отличие от ельцинской эпохи, сегодня российские власти хотя бы в каком-то виде защищают исторические ценности нашей страны на международной арене, наверное, уже хорошо. Но если они не желают ограничиваться одной только «дипломатической перепиской» по каждому случаю вытирания ног о нашу историю, а думают о реальном отпоре подобным проявлениям, то рано или поздно им придётся признать печальный для них самих факт: корни зарубежного неуважения к нашей стране берут начало на нашей территории. И до тех пор, пока власть не наведет порядок у себя дома, не научится реально уважать свое прошлое, а не прикрываться им, как ширмой, никакого уважения от окружающих добиться будет невозможно. Потому что в этом мире уважают только тех, кто уважает сам себя.

И. Молчанов