Ставшая исторической забастовка медперсонала в Великобритании вдохновила работников здравоохранения Португалии, также ведущих борьбу за улучшение системы народного здравоохранения.
Всеобщая забастовка медсестер в Соединенном королевстве, прошедшая 15 и 20 декабря 2022 г, прозвучала далеко за пределами Британии: поддержку бастующим выразили медики со всего мира. Среди прочих были 125 медсестер из Португалии, которые опубликовали открытое письмо солидарности с британскими товарищами, напомнив читателям и пациентам, что и перед их системой здравоохранения стоят во многом те же проблемы, что и перед Национальной службой здравоохранения Великобритании.
Марио Андре Маседо, специалист по уходу за больными и один из первых подписавшихся под письмом, сообщил People’s Health Dispatch, что их инициатива была вызвана как солидарностью, так и необходимостью осветить скорые события, которые поставят португальское здравоохранение на колени. Ведь португальская система здравоохранения имеет много схожего с принятой в Великобритании моделью Бевериджа.
Несмотря на то, что португальское здравоохранение всё ещё сохраняет за собой позитивный образ, связанный с общественным финансированием и всеобщей доступностью, дела его катятся по наклонной уже не первый год. Если взглянуть на место медсестер в системе, то окажется, что их трудности настолько же серьёзны, как и у их коллег в Великобритании. Медработники, подписавшие письмо, оценивают потери медсестёр в доходах за последнее десятилетие в 20% — вдвое выше того же показателя, заявленного профсоюзом медсестёр Великобритании.
За этот период тысячи медсестёр эмигрировали из Португалии в другие страны, причём Великобритания была одним из предпочтительных направлений. Многие из таких эмигрантов сейчас тоже бастуют, отмечает Маседо, потому что осознают свою ответственность за качественное здравоохранение, доступное всем. Все эмигрировавшие из Португалии в Великобританию медработники прекрасно знакомы со скрытыми процессами, подрывающими системы общественного здравоохранения, угрожая праву народа на здоровую жизнь.
Система здравоохранения Португалии, как и в Великобритании, давно интересует представителей частного сектора. В обоих случаях задача частников состоит в том, чтобы взломать систему, приватизировать прибыльную её часть, а оставшееся предоставить усохшему общественному бюджету. В проигрыше, разумеется, оказывается беднота и рабочий класс, у которых нет выбора, кроме как искать лечения в общественном секторе, независимо от его состояния.
Но будет ошибкой считать, что работники отрасли в результате этого не страдают. Из-за их готовности терпеть лишения, а также постоянного урезания бюджета, сопровождающего попытки коммерциализировать здравоохранение, права медработников растоптаны, сами они страдают от переработок и выгорания. Неспособность правительства адекватно отреагировать на жалобы медсестёр на зарплаты и перспективы карьерного роста привела к первой в Португалии всеобщей забастовке представителей данной профессии с начала пандемии COVID-19.
«Профсоюзы не предпринимали активных действий на фоне пандемии, но предложения правительства по зарплатам и профессиональному карьерному росту привели к стихийной поддержке этой акции: 75% медсестёр поддержали выход на забастовку», – сообщает Маседо.
Рейтинговая система карьерного роста может показаться несколько абстрактной причиной для протеста. Но на самом деле отсутствие адекватной системы имеет серьёзные последствия.
«Скажем, вы медсестра и завтра выходите на пенсию. Так вот, ваша пенсия будет на 600 евро выше, чем у человека, который только начинает свою трудовую деятельность и наберёт тот же стаж и количество рабочего времени, что у вас», – объясняет Маседо.
Он признаёт, что после забастовки правительство согласилось внедрить некоторые положения, учитывающие стаж. Но они решили, что действовать эти положения будут только с января 2023 года и не предусматривают выплаты за прошедшие годы, что для многих означает потери в тысячи евро. Тему о повышении зарплат медсестёр в соответствии со стажем всё сложнее игнорировать, поскольку инфляция растет, а с ней и стоимость жизни. Порядка 80% медсестёр, работающих в больницах и занятых первой помощью, получают зарплату в 1500 евро. После уплаты налогов эта цифра превращается в 1000 евро. В то же время арендная плата за однокомнатное жилье в Лиссабоне и туристических районах вроде Алгарви начинается от 700-800 евро. Неудивительно, что в этих районах наблюдается острая нехватка медперсонала. Свести концы с концами с зарплатой медсестры для одинокого человека буквально невозможно.
Некоторые профсоюзы осторожно довольствуются обещаниями правительства в надежде, что их будет достаточно, чтобы наверстать утраченное за прошедшие годы. Другие – в особенности Португальский Союз Медсестёр (SEP), возглавивший ноябрьскую забастовку, – уже заявили, что будут продолжать борьбу за лучшие условия. И они продолжают. Также они собираются сражаться за улучшение системы здравоохранения.
Маседо отмечает: «Как медработники, мы должны защищать фундаментальный характер нашего здравоохранения. И так как мы самая многочисленная группа в отрасли, у нас есть возможность оказать определенное воздействие».
Медсёстры намерены продавить изменения на местном уровне, а заодно укреплять отношения с коллегами в других странах.
«Мы можем победить, только если будем солидарны и будем учиться друг у друга. В некоторых странах положение медсестёр получше, потому что там правительства выделяет больше средств на здравоохранение. Но в большинстве мест именно борьба работников имеет решающее значение, и мы станем только сильнее, если поможем им объединить усилия», – заключает Маседо.
Источник