В московском метро 27 февраля 2021 года произошёл очередной несчастный случай. При производстве текущего ремонта оборудования работник службы электроснабжения приблизился на недопустимое расстояние к токоведущей части и получил травму в результате поражения электрической дугой напряжением 10кВ.
Проведенное расследование ожидаемо показало, что причинами случившегося стали неудовлетворительная организация работ и нарушение «Правил по охране труда в электроустановках». Конкретные виновники согласно выводам комиссии – выдающий наряд-допуск, допускающий и производитель работ. Именно они неправильно оценили обстановку, не вывесили предупреждающие плакаты и ослабили контроль над проведением работ. Но в выводах комиссии нет анализа причин, приведших к нарушению этими лицами своих должностных обязанностей.
В современной экономической модели важнейший критерий эффективности — прибыль. В попытках её увеличить хозяева предприятий и организаций начинают сокращать штатную численность работников и взваливать на плечи оставшихся «счастливчиков» всё больший и больший объём работы, что закономерно приводит к спешке, усталости и трагическим ошибкам. И «Московский Метрополитен» здесь, к сожалению, не является исключением.
Департаментом транспорта города Москвы инициирована оптимизация, в результате которой из Мостранса в ГУП «Московский Метрополитен» переведены более 5000 человек, занимавшихся эксплуатацией трамваев. Филиал Службы энергохозяйства численностью более 700 сотрудников выделен в отдельную структуру – Комплекс электроснабжения наземного транспорта. Заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов заверял, что эти «реформы» окажут положительный эффект как на саму транспортную систему, так и для переведенных сотрудников. Не будем спорить с высокопоставленным чиновником.
Перевести, конечно, перевели, но в результате сотрудники до сих пор не прошли обучение по охране труда, пожарно-техническому минимуму, работе на высоте и оказанию первой помощи. Зачёты на знание требований нормативно-технической документации не приняты. Не разработаны инструкции по охране труда и нет укомплектованного в данном подразделении отдела по охране труда. Все это приводит к ежедневному нарушению сотрудниками норм охраны труда при производстве работ на подстанциях, контактной и кабельной сетях, а также при допуске других сотрудников к работам в электроустановках.
Руководство «Московского Метрополитена» утверждает, что раз фактически их обязанности и место работы не изменились, то и обучение может подождать. Ведь приведение охраны труда в соответствие законодательству — вопрос затратный и сложный. Получается, что в условиях рыночной экономики жизнь и здоровье трудящихся стоят гораздо ниже основной задачи – получения максимальной прибыли.
Следует отметить, что работники службы охраны труда хоть и проводят бесчисленное количество плановых и внеплановых проверок, но делают это формально, акцентируя своё внимание на «бумажную» составляющую. А ведь метрополитен – место повышенной опасности. Здесь контроль за реальным соблюдение правил – важнейший элемент повседневной деятельности. И формализм тут просто преступен. Всяческое сокрытие нарушений и составление «правильных» отчётов недопустимо.
В ГУП «Московский Метрополитен» ещё остался такой важный элемент, как техническое обучение сотрудников, — опытные руководители подразделений должны передавать подчиненным свои знания и навыки. Однако ответственные за проведение занятий, обремененные чрезмерной нагрузкой, просто не в силах качественно подготовиться к обучению подчиненных. А обилие выпускаемых новых приказов, инструкций и распоряжений ещё более усиливают формализм в таком важном деле, как повышение технической грамотности и профессионализма рядовых работников.
Из перечисленного можно сделать неутешительный вывод: без серьёзного отношения высшего руководства метрополитена к вопросам охраны труда и снижения нагрузки на рядовых сотрудников и руководителей среднего и низшего звена, производственный травматизм будет только шириться. В таких условиях трудящимся следует внимательнее относиться к сохранению своего здоровья, требовать от начальников реального, а не формального соблюдения требований по охране труда, и не выполнять работу, к которой они не допущены.