Мамаша Джонс

Мировое рабочее движения выдвинуло немало исключительно ярких фигур, многие из которых ныне практически забыты левой общественностью. Одной из таких фигур является Мэри Джонс (1837-1930). Трудящиеся Соединённых Штатов Америки почтительно называли её «Мамаша Джонс». В возрасте 65 лет Мамаша Джонс была удостоена высокой чести – президент Соединённых Штатов Теодор Рузвельт назвал её «самой опасной женщиной Америки». А ведь в этом возрасте Мэри Джонс далеко ещё не достигла вершины своей политической активности.

Мэри "Мамаша" Джонс

Мэри «Мамаша» Джонс

Мэри – не коренная американка. Она родилась в Ирландии в семье, несколько поколений которой боролись против английского владычества и подвергались преследованиям. В конце концов семья Мэри покинула Ирландию и перебралась в США. В 1861 году она вышла замуж за железнодорожника Джорджа Джонса, активно участвовавшего в профсоюзной работе. В семье Джонсов было четверо детей.

Семейное счастье рухнуло в один миг. В 1867 году во время эпидемии и муж и все дети умерли.

Для того, чтобы заработать себе на жизнь, Мэри Джонс занялась мелким бизнесом. Она открыла швейную мастерскую и маленький магазинчик. Но в 1871 году все это сгорело во время пожара, после чего Мэри устроилась работать на фабрику.

Однажды Мэри Джонс, до этого не слишком интересовавшаяся политикой, случайно попала на профсоюзное собрание. И этот день коренным образом перевернул её жизнь. Мэри вступила в Орден Рыцарей труда и быстро стала одним из признанных лидеров американского рабочего движения. Она организовывала забастовки, шла с красным знаменем во главе рабочих демонстраций, выступала на митингах, призывая рабочих к борьбе, участвовала в схватках с полицией. Однажды, когда Мэри Джонс перевязывала голову раненого в схватке рабочего, тот открыл глаза и тихо произнёс: «Мамаша…». После этого вся рабочая Америка стала называть её «Мамашей Джонс». Или просто «Мамашей».

Мэри Джонс стала активно сотрудничать с одним из наиболее боевых и организованных отрядов американских рабочих – шахтёрами. Она вступила в профсоюз шахтёров и стала его активным деятелем. Мамаша Джонс организовывала жён шахтёров, которые мётлами и швабрами отгоняли штрейкбрехеров от входа в шахту. Она спускалась в шахты, беседовала со штрейкбрехерами и популярно разъясняла им азы рабочей солидарности. После беседы многие из них раскаивались в своём поведении и присоединялись к бастующим рабочим.

Прокурор, изучавший деятельность Мамаши Джонс, заявил, что стоит ей только поманить пальцем, как двадцать тысяч здоровенных мужиков бросают работу и следуют за ней.

Мамаша Джонс не имела постоянного места жительства, непрерывно переезжала из одного города в другой. В ответ на вопрос об её адресе она неизменно отвечала «Мой адрес путешествует вместе со мной и моими ботинками. А мои ботинки там, где идёт борьба».

Забастовка работающих детей 1902 г. в г. Филадельфия, США

Забастовка работающих детей 1902 г. в г. Филадельфия, США

В начале 20 века многие дети из бедных семей работали, начиная с шестилетнего возраста в самых скотских условиях. В 1903 году Мамаша Джонс организовала всеамериканскую кампанию против эксплуатации детского труда. Она устроила поход колонны детей через несколько штатов к резиденции Президента США Теодора Рузвельта. Дети несли плакаты «Мы хотим играть!», «Мы хотим учиться в школе!». Президент Рузвельт не счёл возможным встретиться с участниками похода, однако общественность высказала своё жёсткое возмущения эксплуатацией детского труда и вскоре были приняты законы, ограничивающие эту эксплуатацию.

В 1905 году левый политический деятель Юджин Дебс, профсоюзный лидер Уильям Хейвуд и Мамаша Джонс создают новую политическую организацию «Индустриальные рабочие мира» (ИРМ). Эта организация, сочетавшая в себе черты левой политической партии и профсоюза, стала авангардом американского рабочего класса (Коммунистическая партия США была создана только в 1919 году; и в её создании приняли активное участие многие члены «ИРМ»).

ИРМ объявила, что её задачей является не только защита экономических интересов трудящихся, но и борьба за новый социальный строй, где больше не будет эксплуатации человека человеком.

С самого момента своего основания ИРМ твердо встала на позиции пролетарского интернационализма, заявив, что её целью является борьба за права всех трудящихся вне зависимости от национальной принадлежности и цвета кожи. В США, где в начале 20 века были сильны традиции расовой и национальной ксенофобии, это стало вызовом настроениям обывателей.

В начале Первой мировой войны ИРМ стала одной из очень немногих левых организаций, решительно и бескомпромиссно выступивших против войны. Это повлекло за собой массовые расправы над активистами ИРМ, в которых участвовали как государственные структуры, так и находившиеся в состоянии патриотического угара обыватели. По ложному обвинению в ограблении и убийстве был казнён выдающийся пролетарский поэт Джо Хилл, разъярённая толпа убила активистов ИРМ Фрэнка Литтла и Уэсли Эверетта, в 1918 году по надуманному обвинению в шпионаже были осуждены более 100 крупных деятелей ИРМ. Лидер ИРМ Билл Хейвуд получил 20 летний срок.

Мамаша Джонс: "Мне сказали, что я опасный гражданин. Будьте уверены, я опасный гражданин! И я рада, что это так".

Мамаша Джонс:
«Мне сказали, что я опасный гражданин. Будьте уверены, я опасный гражданин!
И я рада, что это так».

Подвергалась преследованиям и Мамаша Джонс. В 1913 году 76 – летнюю женщину обвинили… в подготовке убийства (!!!) и приговорили к 20 годам тюрьмы. Однако суд высшей инстанции отменил приговор ввиду явной абсурдности обвинения.

К сожалению, Мамаша Джонс не вполне твердо стояла на позициях диалектического материализма. Она была верующей женщиной, хотя её религиозные взгляды были не вполне ортодоксальными. Она считала, что Иисус Христос был не только Сыном Божьим, но и выдающимся деятелем мирового революционного движения. Пастору, подвергшему критике её революционную деятельность, Мамаша Джонс жёстко заявила:

«Ваша церковь – это не Дом Божий, это дом угольной компании и Иисус Христос никогда бы не согласился прийти в Ваш храм».

Жизнь устроена таким образом, что активность большинства людей с возрастом неизбежно снижается. Однако на Мамашу Джонс этот закон не распространялся. Её боевой дух с возрастом лишь возрастал. В ответ на заявление одного сенатора, назвавшего её бабушкой красных агитаторов, она ответила, что надеется дожить до такого возраста, когда её назовут их прабабушкой.

Когда Мамаше Джонс было уже далеко за 80, несколько бизнесменов сложились и наняли двух гангстеров для того, чтобы припугнуть старушку. Одного из гангстеров Мамаша стукнула так, что тот получил сотрясение мозга; второй гангстер предпочёл ретироваться. 86-летнюю Мэри Джонс привлекли к суду за нанесение тяжких телесных повреждений, однако дело, ввиду его анекдотичности, замяли.

Мамаша Джонс умерла 30 ноября 1930 года в возрасте 93 лет. Согласно её завещанию, она была похоронена на кладбище города Вирдена рядом с могилами шахтёров, погибших во время схватки с полицией в 1898 году. На деньги, которые собирали рабочие всей Америки, Мамаше Джонс соорудили памятник. На памятнике были высечены её слова «Пусть ни одна сволочь не приходит на мою могилу!».

В настоящее время Мамашу Джонс помнят лишь в США, где издаётся левый революционный журнал «Mother Jones». За пределами США её почти забыли, что очень печально. Ведь по масштабу своей личности и авторитету среди широких масс трудящихся Мамаша Джонс явно не уступала даже таким выдающимся деятельницами мирового коммунистического и рабочего движения, как Клара Цеткин и Долорес Ибаррури.

Я от всей души надеюсь, что светлый образ Мамаши Джонс будет вдохновлять трудящихся нашей страны на решительную и бескомпромиссную борьбу за свои законные права.

30 ноября и российским рабочим следует по помянуть Мамашу Джонс. А после продумать планы дальнейшей борьбы.

Так следует поступать ежегодно.

«Если у вас нет настоящего боевого профсоюза, ни … у вас нет!», – говорила Мамаша Джонс. И она была права!

С.В. Багоцкий