В январе бурно возобновились споры о месте, которое следует занимать в обществе религиозным организациям. Основной точкой приложения для дискуссий является ситуация с передачей Исаакиевского собора в руки РПЦ. Всё громче звучит мнение, утверждающее, что именно грешные деньги, а не какие-то духовные категории повлияли на действия высших православных иерархов в решении этого вопроса. Ранее мы уже говорили о религии в том ключе, что когда вера является частным делом и не затрагивает никого кроме верующих, то она более уважаема даже людьми, не имеющими с ней ничего общего. И наоборот, когда религия и организация её адептов ведёт себя как «три в одном»: государственное ведомство, коммерческая корпорация и политическая партия, то она начинает вызывать отторжение не только у традиционных оппонентов, но и у своей общины. Почему такое происходит – вполне понятно. Сегодня церковь-левиафан захватывает объекты недвижимости, промышляет торговлей и ещё какими-то мутными экономическими делами, совершает попытки стать государственной идеологией, накладывает лапу на образование, разрушая его светский характер. Многие служители церкви ведут себя как ловкие бездельники или совершают постыдные преступления. В таком состоянии православная машина явно противоречит даже своей собственной изначальной идее. Отдельно следует упомянуть политическую доктрину РПЦ, которая недвусмысленно занимает определённую сторону в разворачивающемся классовом социальном противостоянии. Выбор высших «духовных пастырей» – совместный путь «рука об руку» с современной правящей в России олигархической «элитой». Миллиардерам и чиновникам нужна какая-то «духовная скрепа» для упрощения процесса управления трудовым народом. А сегодняшней церкви необходимы государственная поддержка и спайка с первыми лицами государства и бизнеса – для той же цели подавления трудящихся, для привлечения в религиозные сети тех людей, кто уже попался в сети путинского как бы внеклассового патриотизма.
Cпайка с первыми лицами государства
История вновь приводит русских православных церковников к тому состоянию, в котором они уже были незадолго до 1917 года. Сходство поразительное. Это и беспринципность ряда церковных иерархов, и стремление к роскоши, и тяга к коммерции, и попытки удержать контроль над образованием и культурой при явно негативном отношении к этому в обществе. И, конечно же, всё та же спайка с крупным капиталом и высшим чиновничеством. Революционный Октябрь несколькими точными ударами смог убить в церкви левиафана, чем сделал большую услугу самим верующим. Те служители культа и прихожане, которые приняли советскую политику в отношении религии, получили возможность заниматься вопросами спасения души без отвлечения сил на содержание громоздкой и вмешивающейся во все сферы общественного бытия религиозной организации. Ну а те адепты православия, кто убеждённо отверг советские нововведения, либо эмигрировали, либо приняли участие в гражданской войне на стороне белых и потерпели поражение. Тут очень важно понимать: они не за веру пострадали, а за возможность под предлогом религиозной деятельности насаждать порядки, крайне вредные для трудящихся. В наше время правящая РПЦ верхушка уверенно ведёт дело к той же черте общественного неприятия клерикализма, каковая возникла в России в первой четверти XX века. В виде альтернативного вопроса корень разногласий здесь можно сформулировать так: верующие должны заниматься своей верой в частном порядке или, отодвинув веру на задний план, они должны пытаться распространить своё влияние на все сферы общественной жизни даже если сталкиваются с нарастающим отторжением этой своей политики? Если православные не смогут умерить своих «ястребов», мечтающих чуть ли ни об установлении государственной религии, то новое и уже назревающее революционное решение вопроса о месте, занимаемом в обществе религиозными организациями, может быть снова принято без согласования с действующими церковными общинами. Возможно, это будет благом для верующих – но только для тех, кто опять не захочет побороться за право церкви торговать, захватывать памятники культуры, писать школьные учебники и поддерживать врагов трудящихся. В этом январе исполняется 99 лет двум важным историческим документам Советской власти, которые превратили вездесущего церковного левиафана в нормальную религиозную организацию, избавленную от патологических амбиций. Мы публикуем эти документы в надежде на то, что кого-то история всё же учит.
Вячеслав Сычёв
НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ РСФСР
ПРИКАЗ от 20 января 1918 года
О ПРЕКРАЩЕНИИ ВЫДАЧИ СРЕДСТВ НА СОДЕРЖАНИЕ ЦЕРКВЕЙ, ЧАСОВЕН, СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ И ЗАКОНОУЧИТЕЛЕЙ И НА СОВЕРШЕНИЕ ЦЕРКОВНЫХ ОБРЯДОВ
Выдачу средств на содержание церквей, часовен и совершение церковных обрядов прекратить, выдачу же содержания священнослужителям и законоучителям прекратить с 1 марта сего года в соответствии с Постановлением Народного Комиссариата труда о выдаче 4-недельного заработка при закрытии предприятий. Безработному причту, выразившему желание работать на благо народа, может быть предоставлена работа по Комиссариату государственного призрения. Церковные службы и требы могут продолжаться при условии возбуждения ходатайства коллективами верующих с обязательством принятия на себя ремонта и содержания помещений, инвентаря и служащих.
Народный Комиссар А.КОЛЛОНТАЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР
ДЕКРЕТ от 23 января 1918 года
ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ
1. Церковь отделяется от государства. 2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан. 3. Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются. Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется. 4. Действия государственных и иных публично — правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями. 5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики. Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности. 6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей. Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда. 7. Религиозная клятва или присяга отменяется. В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание. 8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений. 9. Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом. 10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений. 11. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются. 12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. 13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.
Председатель Совета Народных Комиссаров УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Народные Комиссары: ПОДВОЙСКИЙ АЛГАСОВ