Один из крупнейших профсоюзов Исландии Efling начал кампанию с целью добиться установления законодательной ответственности за кражу заработной платы. Неожиданная новость для страны, которая многим представляется раем на Земле и вожделенным направлением миграции. Судите сами: — Исландия в топе лучших стран для жизни в мире по версии ООН и прочим рейтингам;— «За последние полвека страна стала одной из самых богатых в Европе — это было достигнуто благодаря рыночным реформам и государственной политике»;— «Мне понравилась идея приехать в страну, которая считается одной из самых эгалитарных в мире и со стороны выглядит просто идиллически» … И тут такое: кражи, да еще и без всякой ответственности! — нет, это какая-то другая Исландия. Давайте разберёмся.
Систематические недоплаты становятся всё более серьезной проблемой на исландском рынке труда. Общая сумма требований, связанных с невыплатой заработной платы, которые только этот профсоюз направил работодателям от имени своих членов за последние 5 лет, составляет один миллиард крон. И число таких требований возрастает от года к году. Это неудивительно, так как у работодателей просто нет стимула избегать подобных нарушений — ни кража заработной платы, ни другие нарушения основных условий труда не наказуемы в исландском законодательстве.
Недоплата заработной платы — которую в Исландии принято без обиняков и смягчений называть попросту “кражей” — является давней болезнью исландского рынка труда и сильнее всего поражает самых низкооплачиваемых работников, значительную долю которых составляют работники иностранного происхождения.
Профсоюз Efling обратился с открытым письмом к профильному министру, в котором потребовал выполнить данное им еще весной 2019 года обещание принять меры по прекращению этой порочной практики. Однако никаких реальных шагов за этим обещанием не последовало. Тем временем, всё больше рабочих обращаются за помощью к профсоюзам в истребовании невыплаченной заработной платы у своих работодателей: так, из миллиарда крон общей суммы требований членов Efling к работодателям за 5 лет (с 2015 по 2019) более трети приходится на 2019 год. (Данных за «ковидный» 2020-й пока нет, но ожидать от него улучшений было бы странно.)
К претензиям по заработной плате не добавляются штрафы или компенсации, поэтому, удовлетворяя претензию одного работника, работодатель никак не заинтересован добровольно устранять нарушения в отношении остальных своих работников или избегать нарушений впредь. Единственный способ оказать давление в этих случаях — подать в суд на работодателя, но даже в этом случае компенсация ограничивается судебными издержками и процентами.
Ни кража заработной платы, ни другие нарушения основных условий труда работников по законам страны не влекут наказания для работодателей. Хотя и есть примеры штрафов, предусмотренных коллективными договорами. Например, рыбные хозяйства могут быть оштрафованы на сумму до 600 тысяч крон за невыплату заработной платы в соответствии с их коллективным договором (сумма довольно небольшая, учитывая, что средний размер «украденного» у одного работника — члена Efling, составляет около 500 тысяч крон).
Правительство обещало законодательно закрепить штрафы за кражу заработной платы. Но никаких признаков выполнения обещания, несмотря на неоднократные требования со стороны профсоюзов, так и не наблюдается. Зато в это же время правительство возвело в закон ряд других штрафов, например, 60-кратный штраф за неоплату проезда в общественном транспорте.
Согласно опубликованному в 2019 году отчету ASÍ (Исландская конфедерация профсоюзов), озаглавленному: «С чем сталкиваются иностранцы на исландском рынке труда?», половина требований о заработной плате, направленных четырьмя крупнейшими профсоюзами — членами ASÍ, подана от имени иммигрантов (которые при этом составляют лишь 19% всех рабочих в стране).
Как пишут представители Efling:
“Отчёт вне всяких сомнений демонстрирует то, о чём мы давно знали: в Исландии существует как минимум два рынка труда. Один — для людей с образованием и средним доходом; это рынок труда, где воровство заработной платы и жестокое обращение — редкость. А для низкооплачиваемых работников, особенно из-за рубежа, — совсем другой…Иностранцы на исландском рынке труда не только чаще становятся жертвами кражи заработной платы и лишаются возможности пользоваться своими правами на отпуск, а также отпуск по болезни — правами, за которые трудящиеся предыдущих десятилетий яростно боролись, — в дополнение к этому существует неуважительное обращение со стороны работодателей, угрозы и использование доступа к жилью для принуждения к подчинению.… Представители профсоюзов из числа мигрантов постоянно рискуют быть уволенными, поскольку начальники и работодатели не терпят их участия в борьбе за свои права и права коллег.Жестокое обращение и нечестность по отношению к иностранцам и другим малооплачиваемым работникам — пятно на исландском обществе. Но, разумеется, именно этого и следовало ожидать — что те, кто обладает наименьшей властью в обществе, должны больше всего пострадать от систематической несправедливости. Справедливость и честность — это ценности, которые быстро теряют свои позиции, когда право сильных на прибыль ставится выше всех других соображений. Поклонение прибыли, которому было позволено проникнуть в исландское общество, имеет реальные и серьезные последствия для трудящихся, и нам всем пора начать признавать этот факт.Мы требуем, чтобы коллективные договоры соблюдались всеми на исландском рынке труда и чтобы правительство немедленно выполнило свои обещания и ввело более строгие наказания, чтобы люди перестали иметь возможность просто так воровать заработную плату у рабочих. Мы также понимаем, что единственное долгосрочное решение для нас, рабочих и низкооплачиваемых работников — это объединиться, независимо от того, откуда мы, и продемонстрировать свою серьёзность, когда мы говорим, что намереваемся реализовать те изменения, которые мы хотим увидеть. Никто не может отрицать, что исландское общество поддерживается нашим трудом, и мы, живущие за счёт продажи нашего труда, знаем, что солидарность — наше самое острое оружие. Вместе — независимо от страны происхождения — мы лучше всего обеспечим соблюдение наших коллективных прав».
“Отчёт вне всяких сомнений демонстрирует то, о чём мы давно знали: в Исландии существует как минимум два рынка труда. Один — для людей с образованием и средним доходом; это рынок труда, где воровство заработной платы и жестокое обращение — редкость. А для низкооплачиваемых работников, особенно из-за рубежа, — совсем другой…
Иностранцы на исландском рынке труда не только чаще становятся жертвами кражи заработной платы и лишаются возможности пользоваться своими правами на отпуск, а также отпуск по болезни — правами, за которые трудящиеся предыдущих десятилетий яростно боролись, — в дополнение к этому существует неуважительное обращение со стороны работодателей, угрозы и использование доступа к жилью для принуждения к подчинению.
… Представители профсоюзов из числа мигрантов постоянно рискуют быть уволенными, поскольку начальники и работодатели не терпят их участия в борьбе за свои права и права коллег.
Жестокое обращение и нечестность по отношению к иностранцам и другим малооплачиваемым работникам — пятно на исландском обществе. Но, разумеется, именно этого и следовало ожидать — что те, кто обладает наименьшей властью в обществе, должны больше всего пострадать от систематической несправедливости. Справедливость и честность — это ценности, которые быстро теряют свои позиции, когда право сильных на прибыль ставится выше всех других соображений. Поклонение прибыли, которому было позволено проникнуть в исландское общество, имеет реальные и серьезные последствия для трудящихся, и нам всем пора начать признавать этот факт.
Мы требуем, чтобы коллективные договоры соблюдались всеми на исландском рынке труда и чтобы правительство немедленно выполнило свои обещания и ввело более строгие наказания, чтобы люди перестали иметь возможность просто так воровать заработную плату у рабочих.
Мы также понимаем, что единственное долгосрочное решение для нас, рабочих и низкооплачиваемых работников — это объединиться, независимо от того, откуда мы, и продемонстрировать свою серьёзность, когда мы говорим, что намереваемся реализовать те изменения, которые мы хотим увидеть. Никто не может отрицать, что исландское общество поддерживается нашим трудом, и мы, живущие за счёт продажи нашего труда, знаем, что солидарность — наше самое острое оружие. Вместе — независимо от страны происхождения — мы лучше всего обеспечим соблюдение наших коллективных прав».
К сожалению, наблюдаемое в последние годы разрастание “гнилостных пятен” на исландском обществе, еще недавно являвшем собой образчик капиталистического благополучия, обусловлено не только слабой борьбой профсоюзов за соблюдение трудовых прав их членов. Было бы наивно верить в то, что исками, обращениями к правительству и даже забастовками можно вернуть обществу справедливость и честность и потеснить в ряду ценностей погоню “сильных” за прибылью. Нельзя забывать, что в XX веке за спинами трудящихся мира незримо возвышалась «громада» Советского Союза. Под угрозой социалистических революций буржуазия была вынуждена идти на уступки и не только подписывать коллективные договоры на требуемых работниками условиях, но и действительно их выполнять.
Теперь ситуация изменилась. А вызванный кризисом лавинообразный рост безработицы вынуждает людей держаться за любую работу. У работодателей просто нет экономических стимулов выполнять обязательства по отношению к работникам, а у буржуазных правительств нет ни реальных рычагов, ни даже заинтересованности в изменении этой ситуации. Так что есть все основания ожидать дальнейшего роста краж зарплат и ущемления трудовых прав — и не только в отношении мигрантов и низкооплачиваемых, но и квалифицированных работников. А также всё больших привилегий и поблажек крупному капиталу. И единственный путь выхода из капиталистического тупика — обратить «самое острое оружие» трудящихся — единство и солидарность — не только на то, чтобы добиться соблюдения своих прав, но и на то, чтобы самим стать творцами, реализаторами и гарантами права.