Коронавирус в нефтянке: как вахтовики обменяли свободу на хлеб

С некоторых пор терзают сомнения, что и почему происходит. 2020 год богат на всяческие нововведения, а правительство как будто показательно демонстрирует всевозможные ущемления наших прав.


Нефтяная отрасль

В двух словах. Уехал в ЯНАО совсем недавно, с ноября 2019 года работаю в нефтяной отрасли. Уехал, потому что дома зарплата при более сложных условиях примерно раза в два с половиной ниже. И тут началось. В конце апреля в свете приказов по самоизоляции часть работников отправили на удаленную работу. Айтишникам было поручено обеспечить доступ людям к рабочему месту из дома: я работал дома на своем компьютере с доступом к рабочей машине.

При существующем положении основную часть работы инженерно-технические работники нашего предприятия производят на компьютере, но и выход на объект никто не отменял. Как никак, работа особо опасная, через компьютер объект не проконтролируешь. Считаем, что мера вынужденная.

Специфика работы предприятия такова: почти все основные работники работают вахтовым методом с проживанием в вахтовом жилом комплексе (ВЖК). Кроме того, вахтовым методом работают мастера – низшее звено инженерно-технических работников (ИТР). Руководители и специалисты постоянно живут в городе.

После объявления режима повышенной готовности остановки производства не произошло, но часть инженерных работников, которые не являются вахтовиками, были переведены на удаленный режим работы, а остальные были изолированы в ВЖК. То есть человек был должен находиться в ВЖК и выезжать оттуда только на работу. Эта мера должна была исключить контакт работников с местным населением, в том числе с членами семей.

Нефть и деньги

Приказом по предприятию установлен порядок: безнадзорно покидать общежитие нельзя, можно гулять только по территории. Организовали выезд на работу на автобусах, забирающих людей на выходе и везущих на предприятие. Практикуются выезды на автобусе в магазин по заявленным спискам. Мы, как я уже говорил, не на вахте, включая руководителей: у нас есть выходные, но выходные мы обязаны проводить в общежитии. К слову: условия проживания хорошие, удобства все есть, можно также принимать посылки от посторонних с соблюдением безопасности (маска, перчатки), но выходные, увы, никак не оплачиваются.

О вахтовиках особо: им увеличили сроки вахты до 2-3 месяцев, и те, кто задержался дома, получают аванс. Вроде бы все хорошо, но история не вяжется со статьёй 299 ТК РФ, поскольку закон запрещает вахту продолжительностью более месяца. Правда, в этой же статье имеется оговорка, что в исключительных случаях после согласования с профсоюзом срок вахты может быть увеличен до 3 месяцев.

Похоже, согласование было получено: трудовой кодекс нас не защищает, а профсоюз находится на службе у работодателя.

Находясь в общежитии в свои выходные дни, работники не получают оплаты, что, по моему мнению, является ограничением свободы, см. Конституцию РФ, статью 27. Поражает, что никто не возмущается.

На каком основании? Ответ прост, на основании «Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». По данному документу, срок действия которого установлен до 1 января 2021 г., коронавирусу присвоена 2 группа патогенности, он поставлен в один ряд с таким заболеваниями, как холера и сибирская язва. Вуаля! Постановление санитарного врача ставится выше Трудового кодекса и Конституции.

Занятно, никто не возмущается, даже ваш покорный слуга недоволен только в душе. Мы все боимся потерять работу и достаток, ведь зарплата на предприятии неплохая.

Фраза неизвестного автора: «Никогда не меняйте свободу на хлеб, хлеб потом тоже отберут».

Люди легко меняют свободу на деньги и согласны сидеть под надзором только лишь для сохранения благополучия.

На этой не очень оптимистичной фразе хочу расстаться, Ждем. Надеемся. Верим в лучшее.