В очередной раз в наших соцсетях вспомнили про фильм «Кин-дза-дза!», и это натолкнуло меня на размышления.
Гениальный фильм, который, чем дальше от времени съёмок, тем реальней описывает нашу действительность. Многие его не поняли во время выхода, многие увидели критику советской системы, но для большинства он оставался достаточно абстрактным миром с дикими, непонятными, противоестественными правилами, отчего требование их выполнять вызывало улыбку. Но вот проходит 10 лет. Наступает 1995-й, и действительность за окном не просто похожа, а, как любит говорить Роскомнадзор, похожа до степени смешения с образами из фильма. Здесь вам и малиновые пиджаки, и руины бывших предприятий, назначение которых многим теперь непонятно. Концерты прораба и студента текстильного института для местных собственников ради выживания. Эцилоппы, которые из образа творческой крайности стали нормой в МВД.
Взаимоотношения в обществе, повсеместный криминал, коррупция и наплевательское отношение к жизни человека. Единственная цель у любого коренного представителя мира – получить КЦ.
Читатель закономерно может спросить, зачем повторять уже очевидные мысли. Дело в том, что сегодня этот фильм стал ещё более реальным. Да, вместо малиновых пиджаков теперь костюмы от модельеров и брендов; от некоторых предприятий не осталось даже руин; появились и ещё некоторые изменения, но они не изменили смысл, а углубили его.
Автор критикует окружающий мир и существующую политическую систему. Как же так получилось, что то, что снималось как критика современности, стало пророчеством для будущего, — и достаточно точным? И единственный ли это случай в советском искусстве, а если не единственный, то насколько частый? Давайте попробуем найти ещё несколько подобных примеров в советском искусстве.
Очень знаменита сейчас книга Николая Носова «Незнайка на Луне» из цикла произведений про приключения Незнайки. В произведении главный герой отправляется из Солнечного города, который очень смахивает на светлое будущее или путь к нему, на Луну, уж очень напоминающую реальность за окном. Я не буду цитировать отрывки, если вы вдруг незнакомы или забыли за давностью лет, то поищите в сети, это, право, увлекательное чтение, особенно, если учесть, что впервые роман публиковался по частям в 1964—1966 годах. То, что тогда казалось фантастикой и какой-то совсем нереальной пропагандой, в итоге, оказалось горькой правдой для бывших жителей Солнечного города страны Советов.
Конечно, нельзя не вспомнить о самом агитационном искусстве, о плакатах и карикатурах. Вот отличные примеры, которые сразу находятся в поиске.
Как видно, все эти пороки есть и сейчас, а многие стали настоящим бичом общества.
А давайте вспомним чуть ли не главную борьбу Бориса Первого, благо в августе была очередная годовщина известных событий – борьбу против привилегий. Позже – демократизация, свобода прессы, децентрализация. И к чему мы пришли в итоге? Всё строго наоборот – у правящего класса стало больше привилегий. Демократия свёрнута практически до картонного состояния, расстрелян парламент. Пресса цензурируется владельцами так, как не цензурировалась в СССР. Правда у того, у кого больше денег и издательств. Выстроена вертикаль власти.
Что же общего между столь разными вопросами, обсуждаемыми в советском обществе – от фильмов, песен, анекдотов до официальной пропаганды и партийных деятелей? То, что эти пороки общества максимально раскрылись и стали похожи на изображения в агитках как раз тогда, когда советского общества не стало и все мы с вами стали жить при капитализме. И чем дольше мы живём при капитализме, тем больше карикатур на пороки в СССР и произведений с критикой советского общества становятся реальностью.
Почему так получилось? Критиковали СССР, а попали в капитализм. Почему-то вспомнился «1984» Джорджа Оруэлла. Получается, у проблем в советском обществе и в капиталистическом общие корни? Как же так?
Как говорил мой учитель математики, в правильно заданном вопросе — половина ответа. Действительно, у описанных пороков общества и при капитализме, и при социализме — единый корень проблем. Но это не значит, что общества похожи. Дело в другом: большинство пороков, которыми было больно общество в СССР — это наследие капиталистической системы; оставшихся в советской экономике элементов капитализма и влияния капиталистического окружения. В какой-то мере, результат ошибок в политике СССР, приведших к тому, что эти элементы не были изжиты.
Выходит, что советская агитация и критика становятся с каждым годом всё актуальнее, всё более реальной – она критиковала капиталистические элементы в советском обществе. По сути, это были временные проблемы, которые должны были отживать и отживали с увеличением социалистической составляющей. И соответственно, наоборот, при изжитии проклятого наследия совка эти пороки только углубляются и становятся нормой жизни.
А если вспомнить советскую агитацию и пропаганду жизни в капстранах, в том числе передовых, про жизнь масс обычных работников, про то, как в США негров до сих пор линчуют, то вдруг окажется, что все это правда, и проклятые большевики нам не врали.
Фильм «Кин-дза-дза!» — один из ярчайших примеров того, как произведение искусства может жить и развиваться без воли его создателей или даже вопреки этой воле, неся противоположенный посыл. Это наводит нас на мысль, что восприятие, а через него и творчество, — это результат действия на нас окружающей действительности, её влияние на наше сознание. Даже когда мы этого не осознаём и считаем, что все наши мысли – это только наша заслуга. Но это тема для отдельного разговора, а если не терпится, то читайте классиков. Они устарели ровно настолько же, насколько и советская агитация.
Александр Линста