9 августа 2020 года исполняется 100 лет со дня рождения Анатолия Ивановича Китова (1920 — 2005), одного из создателей отечественной кибернетики, автора ряда глубоких идей в области управления советской экономикой. Научной общественности он известен, как полковник Китов. Или просто «Полковник».
А.И. Китов родился в Самаре. Его отцом был бывший белый офицер, осознавший бесперспективность борьбы с советской властью и ставший мирным бухгалтером. В 1921 году семья Китовых переехала в Ташкент.
Уже в школе Анатолий проявил себя яркой личностью с широким кругом интересов. Он увлекался математикой и физикой, неоднократно побеждал в Олимпиадах школьников, появившихся в 1930 годах. Но его интересы не ограничивались наукой. Он увлекался авиамоделизмом, занимался разными видами спорта и даже стал чемпионом Ташкента по гимнастике. После окончания школы Анатолий Иванович поступил на Физико-математический факультет Среднеазиатского университета, однако скоро был призван в армию.
Отец Анатолия Иван Степанович Китов обратился к наркому обороны Клименту Ефремовичу Ворошилову (1881 — 1969) с просьбой направить сына в такие войска, где его способности к точным наукам были бы востребованы. Ходатайство было уважено: А.И. Китов был зачислен на учебу в Ленинградское артиллерийское училище. В конце июня 1941 года он был досрочно выпущен из училища, получил звание младшего лейтенанта и был направлен на Южный фронт. А.И. Китов был дважды тяжело ранен и закончил войну в звании старшего лейтенанта в Германии в мае 1945 года.
Будучи на фронте, А.И. Китов не оставлял занятия математикой. В 1943 году на основе математической модели он предложил новый способ организации зенитного огня.
В 1945 году А.И. Китов был принят на только что созданный факультет реактивного вооружения Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского, который закончил с отличием. Одновременно он посещал лекции и семинар Андрея Николаевича Колмогорова (1903 — 1987) на Механико-математическом факультете МГУ. После окончания академии талантливый выпускник был направлен на должность референта Главного маршала артиллерии Николая Николаевича Воронова (1899 — 1968). В 1952 году он защитил кандидатскую диссертацию по управлению полетом ракет и начал читать лекции по вычислительной технике и программированию в Артиллерийской Академии.
В 1947 году на офицерском балу в Академии А.И. Китов познакомился с девушкой Галей и через несколько дней сделал ей предложение. Они прожили вместе более 50 лет в любви и согласии. А.И. Китов пережил свою жену на несколько месяцев.
После окончания Великой отечественной войны в СССР начала активно развиваться вычислительная техника. В 1945 году Сергей Алексеевич Лебедев (1902 — 1974) создает первую аналоговую ЭВМ, в 1948 году Исаак Семенович Брук (1902 — 1974) и Башир Искандерович Рамеев (1918 — 1994) создают проект цифровой ЭВМ, который был реализован в 1951 году. 29 июня 1948 года было принято Постановление Совета министров СССР о создании Института точной механики и вычислительной техники АН СССР. Директором Института был назначен генерал-лейтенант инженерно-технической службы Николай Григорьевич Бруевич (1896 — 1987). Однако он был сторонником менее перспективного направления: развития аналоговых, а не цифровых ЭВМ. В 1950 году его сменил академик Михаил Алексеевич Лаврентьев (1900-1980), ориентирующийся на создание цифровых компьютеров. В 1952 году создается Большая электронно-счетная машина БЭСМ-1.
В то же время, некоторые стороны развития вычислительной техники вызывали в СССР известную настороженность, которая усилилась после появления в 1948 году книги Норберта Винера (1894 — 1964) «Кибернетика». В этой книге Н. Винер попытался с единых позиций рассмотреть процессы управления в системах самой разной природы. 5 апреля 1952 года «Литературная газета» опубликовала статью психолога и философа Михаила Григорьевича Ярошевского (1915 — 2001) «Кибернетика – наука мракобесов». Антикибернетическая статья философа Бернарда Эммануиловича Быховского (1901 — 1980) появилась в этом же году в 7 номере журнала «Природа» (интересно, что Б.Э. Быховский до определенного момента был активным пропагандистом идей Зигмунда Фрейда (1856 — 1939)). Вершиной борьбы с кибернетикой стали анонимная статья «Кому служит кибернетика?» в журнале «Вопросы философии» 1953, № 5, опубликованная под псевдонимом «Материалист» (по не вполне достоверным сведениям, её автором был крупный советский психолог) и опять-таки анонимная статья про кибернетику в «Кратком философском словаре», вышедшем в 1954 году. Последняя антикибернетическая статья была опубликована в 1955 году.
Не вполне понятно, насколько кампания против кибернетики была инспирирована идеологическим руководством, а насколько – отдельными представителями научной и околонаучной общественности. Велась эта кампания (в сравнении, например, с кампанией против генетики) довольно вяло и не привела к организационным выводам по отношению к каким-либо исследователям. Распространенное в антисоветских кругах мнение о беспощадном преследовании кибернетики в СССР сильно преувеличено.
Авторы этих статей выступали не против развития вычислительной техники, а против упрощенных представлений о человеческой психике и идей о том, что искусственные устройства смогут превзойти человека. Развитие вычислительной техники в СССР эти статьи не затормозили и никак не могли затормозить. И создание автоматических управляющих устройств тоже. Ибо безопасность страны и военная техника были в СССР важнейшим приоритетом. Не рекомендовалось лишь произносить слово «кибернетика» в общественном месте.
Впрочем, к кибернетике скептически относились и многие математики. Позже в их среде появилась фраза о том, что «кибернетика – это не буржуазная, не лже- и не наука». До определенного момента скептически относился к кибернетике и А.Н. Колмогоров. Однако в 1957 году он публично признался, что был неправ.
В сентябре 1953 года на пост заместителя министра обороны СССР назначается адмирал и академик АН СССР Аксель Иванович Берг (1893 — 1979), выдающийся исследователь в области радиотехники и радиолокации. По его инициативе в Министерстве обороны СССР создается Вычислительный центр (в/ч 01168), начальником которого назначается А.И. Китов.
Китов привлекает к работе в Вычислительном центре крупных математиков, таких как Лазарь Аронович Люстерник (1899 — 1981), Алексей Андреевич Ляпунов (1911 — 1973), Лев Израилевич Гутенмахер (1908 — 1981) и других.
Одним из главных направлений деятельности Анатолия Ивановича в середине 1950-х годов стала борьба за изменение отношения к кибернетике. Антикибернетическая кампания, о которой говорилось выше, не мешала развитию техники, но препятствовала внедрению кибернетических идей в биологию и общественные науки. Поэтому жесткий отпор противникам кибернетики был в этот момент нужным и актуальным. Одним из главных организаторов этого отпора стал А.И. Китов.
Анатолий Иванович выступает в защиту кибернетики в самых разных аудиториях и готовит статью «Основные черты кибернетики». Эту статью дополняют своими соображениями выдающиеся математики Сергей Львович Соболев (1908 — 1989) и Алексей Андреевич Ляпунов. Статья, подписанная тремя этими авторами, публикуется в 4-м номере журнала «Вопросы философии» за 1955 год.
Интересно, что в этом же номере «Вопросов философии» была опубликована ещё одна статья в защиту кибернетики. Её автором был… Эрнест Яромирович Кольман (1892 — 1979), философ, который в 1930-х годах прославился своей борьбой против идеализма в физике и математике, за что приобрел репутацию одиозной личности. Однако его выступление в поддержку кибернетики было полезным.
После выхода в свет 4-го номера «Вопросов философии» за 1955 год нападки на кибернетику в СССР прекратились.
В 1956 году в издательстве «Советское радио» выходит книга А.И. Китова «Электронные цифровые машины», а затем книга А.И. Китова, Н.А. Криницкого и П.Н. Комолова «Элементы программирования». В 1959 году выходит фундаментальная книга А.И. Китова и Н.А. Криницкого «Электронные цифровые машины и программирование», ставшая главным ВУЗовским учебником в этой области.
Под руководством А. И. Китова в 1958 году была разработана самая мощная в мире на тот момент времени ламповая ЭВМ М-100 (сто тысяч операций в секунду).
В 1958 году в издательстве «Знание» выходит научно-популярная книга А.И. Китова «Электронные вычислительные машины». В этой книге впервые высказывается идея об объединении всех вычислительных машин страны в единую сеть. То есть, идею Интернета.
Где-то в 1957-1958 годах у советской кибернетики появился сильный и влиятельный лидер. Им стал академик АН СССР Аксель Иванович Берг, ушедший после инфаркта с поста заместителя министра обороны и сконцентрировавший свои силы на научной и научно-организационной деятельности. В 1957 году создается Вычислительный центр АН СССР, в 1958 году – Институт электронных управляющих машин. С 1958 года начинает регулярно выходить периодический сборник научных статей «Проблемы кибернетики» (в научных кругах его фамильярно называли ПробКи). В 1959 году в Академии наук СССР создается Научный совет по проблемам кибернетики во главе с А.И. Бергом. Кибернетика становится респектабельным и серьезным делом.
Одним из ближайших соратников А.И. Берга становится руководитель Вычислительного центра Министерства обороны полковник Китов. Однако во многих отношениях он был настроен куда более радикально, чем адмирал Берг.
В январе 1959 года А.И. Китов пишет письмо Никите Сергеевичу Хрущеву (1894 — 1971) по вопросам развития вычислительной техники в СССР. Для рассмотрения этих предложений создается комиссия во главе с А.И. Бергом, которая одобрила большинство предложений. Вскоре было принято Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об ускорении и расширении производства вычислительных машин и их внедрении в народное хозяйство». Однако главная идея, содержавшаяся в письме Китова, о перестройке управления советской экономикой на основе создания Единой государственной сети вычислительных центров (ЕГСВЦ) руководством страны была сочтена несвоевременной.
В июне 1959 года, в значительной степени благодаря письму А.И. Китова, принимается Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, сыгравшее важную роль в развитии вычислительной техники и её внедрении в народное хозяйство.
Осенью 1959 года А.И. Китов пишет второе письмо Н.С. Хрущеву. В этом письме он предлагает создать Единую автоматизированную систему управления для вооруженных сил и для народного хозяйства страны на базе сети вычислительный центров Министерства обороны СССР. «Мы должны обогнать США, не догоняя их!», — писал Китов. В письме содержались достаточно радикальные предложения по коренной перестройке системы управления как в Министерстве обороны, так и в высших эшелонах власти СССР. К письму был приложен двухсотстраничный проект под названием «Красная книга». В своем письме А.И. Китов подверг резкой критике руководство Министерства обороны за недооценку вычислительной техники и недостаточное внимание к её развитию. Эта критика вызвала конфликт между полковником Китовым и высокопоставленными руководителями Министерства, в результате чего А.И. Китов был снят с занимаемой должности, уволен в отставку и исключен из КПСС.
После увольнение из Министерства обороны А.И. Китов работает в отраслевом НИИ, затем возглавляет Вычислительный центр Министерства радиопромышленности СССР, а с 1980 года работает заведующим кафедрой вычислительной техники в Московском институте народного хозяйства имени Г.В. Плеханова.
Служебные неприятности не сломили боевой дух полковника в отставке. Он продолжает активно работать. В начале 1960-х годов он создает метод ассоциативного программирования, позволяющего обрабатывать большие массивы информации. А затем создает язык программирования АЛГЭМ, удобный для обработки народнохозяйственной информации. Попутно он защищает докторскую диссертацию на тему «Применение ЭВМ для решения задач противовоздушной обороны».
После увольнения А.И. Китова из Министерства обороны его влияние в государственных сферах упало. Оставаясь главным идеологом компьютеризации народного хозяйства СССР, А.И. Китов уступает лидерство борьбы за эту компьютеризацию математику из Киева Виктору Михайловичу Глушкову (1923 — 1982). В отличие от бескомпромиссного и напористого Китова, приобретшего репутацию одиозной личности, Глушков умел находить общий язык с начальством. В 1962 году он сумел заручиться поддержкой Первого заместителя Председателя Совета министров СССР Алексея Николаевича Косыгина (1904 — 1980), после чего в стране началась активная разработка автоматических систем управления (АСУ).
В том же 1964 году В.М. Глушков озвучил концепцию ОГАС (Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации). Глушков предложил создать трехуровневую сеть с компьютерным центром в Москве, до 200 центров среднего уровня в крупных городах и до 20 000 локальных терминалов в экономически значимых местах, обменивающиеся информацией в реальном времени с использованием существующей телефонной сети. Структура также позволила бы любому терминалу взаимодействовать с другими.
Проект создания ОГАС был достаточно длительным и дорогостоящим. Затраты на его реализацию оценивались в 20 млрд. рублей, сроки реализации – более 10 лет. По своим масштабам он был вполне сравним с атомной и космической программами.
У проекта ОГАС было немало противников. Против проекта выступило Центральное статистическое управление, ряд руководящих работников Госплана, Министерство финансов СССР. Против выступили и экономисты, ориентирующиеся на проведение рыночных реформ. А западные издания писали, что проект компьютеризации экономики приведет к созданию электронной системы, которая будет следить за каждым человеком.
Во-второй половине 1960-х годов в стране начали создаваться локальные системы автоматизированного управления. Они создавались в рамках предприятий, затем – в рамках отдельных отраслей (в основном, военно-промышленных), предпринимались попытки создания АСУ на региональном уровне. Однако единая ОГАС так и не была создана.
Идею создания Единой национальной системы управления экономикой с помощью компьютерной сети (проект Киберсин) попыталось реализовать правительство Сальвадора Альенде (1908 — 1973) в Чили. Предполагалось, что компьютерная сеть будет не только управлять народным хозяйством, но и обеспечит повседневную связь государственных органов с народом. Реализацией этого проекта руководил выдающийся английский кибернетик Стаффорд Бир (1926 — 2002). После государственного переворота 11 сентября 1973 года эта работа была свернута.
В середине 1960-х годов идея создания единой сети, связывающей между собой большое число компьютеров, появилась и начала реализовываться в Соединенных штатах Америки. В дальнейшем из этого выросла система Интернет.
У идеи общегосударственного компьютерного планирования есть своя слабая сторона. Такое планирование было бы идеальным для народного хозяйства, где процесс производства полностью осуществляется заводами-автоматами. Однако в реальной советской действительности на заводах и в совхозах работали люди со своими экономическими интересами. И эти интересы не всегда совпадали с государственными.
Компьютер производит свои вычисления на основе информации, которую в него вводят люди. Будет ли эта информация достоверной? Или её будут искажать в угоду своим интересам. Эти соображения заставляют считать, что для создания эффективной системы планирования одних компьютеров недостаточно. Нужно задействовать механизм балансирования экономических интересов субъектов производства.
В конце 1960-х годов А.И. Китов принял активное участие в ещё одной острой схватке, проходившей вокруг развития вычислительной техники в СССР. В 1950-60-х годах в СССР было независимо разработано несколько разных конструкций ЭВМ. Они выпускались в небольших количествах и были плохо совместимы друг с другом. Назрела необходимость в стандартизации вычислительной техники, что было важной предпосылкой для её массового выпуска. Министерство радиопромышленности СССР предложило взять за основу развития советской вычислительной техники американскую конструкцию IBM System/360, а оригинальные советские разработки заморозить. Это решение давало немалый положительный эффект на коротких промежутках времени, но ставило советскую вычислительную технику в положении «вечно догоняющий». Тактический выигрыш в долговременной перспективе оплачивался стратегическим проигрышем. Мнения специалистов разделились. Администраторы, стремящиеся получить быстрый эффект, поддержали идею копирования западных образцов. К сожалению, их поддержал и Президент Академии наук СССР Мстислав Всеволодович Келдыш (1911 – 1978). Однако большинство конструкторов ЭВМ было против.
Одним из наиболее жестких противников копирования зарубежных образцов стал Анатолий Иванович Китов. На совещаниях самого разного уровня он доказывал, что «копирующий всегда будет идти следом, т. е. оставаться позади» и что «копирование американских ЭВМ приведет лишь к разрушению сложившихся в СССР к тому моменту научных школ и коллективов разработчиков ЭВМ и программного обеспечения».
Сторонники ориентации на отечественные разработки проиграли борьбу. Было решено ориентироваться на копирование зарубежных образцов. Единственное, чего добились противники копирования западной техники, было продолжение работ по созданию отечественных СуперЭВМ. Результатом этого стало создание советских суперкомпьютеров серии «Эльбрус», разработанных под руководством Всеволода Сергеевича Бурцева (1927 — 2005) и Бориса Арташесовича Бабаяна (род. 1933).
С начала 1970-х годов А.И. Китов активно занимается вопросами использования вычислительной техники в медицине и созданием методов обработки медицинской информации. В 1980-х годах он работал заведующим кафедрой вычислительной техники и программирования в Московском институте народного хозяйства им. Г.В. Плеханова.
Несмотря на свои выдающиеся заслуги в области развития вычислительной техники и программирования, Анатолий Иванович не был избран не только академиком, но даже и членом-корреспондентом АН СССР. И генералом тоже не стал. Наверное потому, что не слишком к этому стремился.
В 1985 году А. И. Китов предпринял попытку возобновить проект общегосударственной информационной сети, написав письмо на имя Михаила Сергеевича Горбачева (род. 1931). На что получил ответ, в котором говорилось, что «у Политбюро ЦК КПСС есть другие функции, а не занятие автоматизацией управления народным хозяйством». А после 1991 года произошел окончательный крах конструирования и производства отечественной вычислительной техники.
Анатолий Иванович Китов умер в Москве 14 октября 2005 года.
С.В. Багоцкий
С.Л. Соболев, А.И. Китов, А.А. Ляпунов. Основные черты кибернетики. // Вопросы философии. 1955. № 4. С. 136 – 148.А.И. Китов. Электронные цифровые машины. М: Советское Радио, 1956. – 358 с.А.И. Китов, Н.А. Криницкий, П.Н. Комолов. Элементы программирования для электронных цифровых машин. М: изд-во Артиллерийской академии им. Дзержинского, 1956. – 288 с.А.И. Китов. Электронные вычислительные машины. М: Знание, 1958. – 31 с.А.И. Китов, Н.А. Криницкий. Электронные цифровые машины и программирование. М: Физматгиз, 1959. – 572 с. (позже переиздавалось)А.И. Китов. Кибернетика и управление народным хозяйством. / в сб. «Кибернетика -на службу коммунизму». М-Л: Госэнергоиздат, 1961. С. 207-216.А.И. Берг, А.И. Китов, А.А. Ляпунов. О возможности автоматизации управления народным хозяйством. / в сб. «Проблемы кибернетики. Вып. 6». М: Физматгиз, 1961. С. 83 – 100.А.И. Китов. Программирование информационно-логических задач. М: Советское радио, 1967. – 327 с.А.И. Китов. Программирование экономических и управленческих задач. М: Советское радио, 1971. – 370 с.Е.И. Воробьев, А.И. Китов. Автоматизация обработки информации и управления в здравоохранении. М: Советское радио, 1976. – 134 с.Е.И. Воробьев, А.И. Китов. Введение в медицинскую кибернетику. М: Медицина, 1977. – 288 с.