От редакции: Представляем вашему вниманию перевод статьи из интернет-журнала «Liberation», в которой автор рассказывает, как его вылечили от COVID-19 на Кубе. На носу новая «волна» пандемии, а потому снова встает вопрос усиленной борьбы с вирусами. Рассмотрим же, как обстоит дело на Острове Свободы.
В конце июля я прибыл на Кубу в составе делегации активистов-противников блокады. Мы привезли лекарства. На третий день у меня нашли ковид. В течение семи дней карантина я прочувствовал на себе неравнодушие системы здравоохранения Кубы и ее последовательную борьбу с коронавирусом.
Положительный тест меня застал в Вилья-Кларе, провинции в трех часах езды от Гаваны. В США люди сами ищут тесты, оплачивают их стоимость, добираются до места за свой счет. Здесь же через пару часов после экспресс-теста меня посетил врач, который сделал ПЦР-тест, определил симптомы и детально выяснил все мои передвижения с момента прибытия на остров.
Бесплатная качественная медицина на Острове Свободы гарантирована не только всем гражданам Кубы, но и иностранцам. В США наоборот: посещение врача влетает в копеечку, а тесты еще нужно поискать. В Новом Орлеане, где я живу, ПЦР-тесты доступны только в автоаптеках, которые обслуживают покупателей, не выходящих из своих автомобилей. В феврале, находясь Штатах, я уже заражался ковидом. Тогда я полчаса шел в ближайшую автоаптеку за ПЦР-тестом, но мне его не продали, потому что я был не на машине.
В течение следующих пяти дней после положительного теста меня каждый день посещал врач, проверял мое состояние, интересовался симптомами и спрашивал, не нуждаюсь ли я в чем-либо. Моя болезнь протекала мягко, в тяжелых же случаях такое внимательное и последовательное отношение может спасти пациенту жизнь. Уровень смертности от коронавируса на Кубе составляет 0,77%, что значительно ниже 1,1% в США. Получается, что у тех, кто заражается в США, вероятность умереть примерно на 40% выше, чем у тех, кто заболевает на Кубе.
Несмотря на мой ломаный испанский, врачи, медсестры и сотрудники Кубинского института дружбы народов изо всех сил старались меня понять. Несмотря на проблемы, созданные американской блокадой, у меня было вкусное трехразовое питание, чай и бутилированная вода. Некоторые сотрудники навещали меня в изоляции каждый день — разумеется, на расстоянии и в средствах индивидуальной защиты — и тем самым скрасили мое вынужденное одиночество.
Качественная медицинская помощь не избавила меня от тревоги, но все, кто ухаживал за мной, принимали во внимание мое психологическое состояние и старались подбодрить. Однажды утром, когда меня одолела хандра, сотрудники института пригласили меня посидеть на улице и попить кофе. Они по очереди делились историями из своей жизни, рассказывали о борьбе с вирусом, и вскоре мое уныние сменилось на теплое, бодрое чувство общности.
Социалистическая система здравоохранения Кубы защищает своих граждан куда эффективнее, чем медицина США, нацеленная на прибыль. На острове ниже детская смертность и дольше продолжительность жизни. После революции 1959 года Куба всерьез вложилась в здравоохранение и связанные с ним биомедицинские исследования, что положительно сказалось на благосостоянии народа. В США каждый десятый взрослый живет с долгами за медицинское обслуживание, а более 31 миллиона человек вообще не имеют к нему доступа, на Кубе же это гарантированное право человека. Здесь сохраняется самое высокое в мире количество врачей на душу населения, также кубинцы охотно направляют своих медиков в нуждающиеся страны. Американское здравоохранение принадлежит медицинским корпорациям и страховым компаниям, которые устанавливают непомерные цены в погоне за прибылью, в то время как на Острове Свободы оно находится в ведении правительства и его цель — укрепление здоровья населения.
На Кубе практикуется трехуровневая модель здравоохранения, которая способствует доверию между медиками и пациентами. Присутствие врачей «на земле» [от ред. — в местах проживания] обеспечивает профилактику и раннюю диагностику. Первичное звено — это семейные врачи, которые работают в тех же районах, где и живут, обеспечивая постоянный мониторинг всего населения и базовую помощь. Врач посещает каждого жителя совершенно бесплатно. В более тяжелых случаях семейные врачи могут отправить своих пациентов в больницы вторичного звена (региональные) или национальные специализированные клиники.
Такие успехи достигнуты, несмотря на удушающую блокаду со стороны США, продолжающуюся более 60 лет. Мало того, что американским компаниям запрещено торговать с Кубой, так еще и любой бизнес в любой точке мира, который ведет дела с республикой, за очень редкими исключениями, будет запрещен в США. Объем американского рынка (в 200 раз больше кубинского) вкупе с мертвой хваткой Уолл-стрит, контролирующей подавляющее большинство финансов в мире, активно используются для создания непреодолимых трудностей кубинскому народу.
Блокада коснулась и поставок лекарств. Правительство США отказалось на время пандемии снять эти ограничения. В первые волны пандемии на Кубе были большие проблемы даже с кислородом для больных коронавирусом. Такая жестокая политика должна закончиться.
Поскольку кубинские экономика и здравоохранение планируются централизованно, правительство смогло быстро мобилизовать ресурсы для помощи людям во время пандемии. В США правительство зависит от прибылей корпораций, поэтому политические меры направлены на то, чтобы вернуть людей к работе, а не сохранить их здоровье. Как следствие, в США самое большое в мире количество погибших от COVID-19.
В начале 2020 года Куба мобилизовала все общество на борьбу с пандемией: обучали медиков, готовили стационары, проводили разъяснительную работу с населением. Когда появились первые случаи заражения коронавирусом, правительство отправило студентов-медиков на обход домов для поиска зараженных и отслеживания их контактов. Предпринятые меры сразу дали результат.
К 20 марта 2020 года правительство ввело обязательную изоляцию, гарантировало сохранение заработной платы работникам на первый месяц карантина и 60% заработной платы на последующие месяцы, приостановило туризм и расширило раздачу продуктов питания, в частности, в наиболее пострадавших районах. Местные Комитеты защиты революции занимались доставкой жизненно важных товаров, уборкой и приготовлением пищи в карантинных центрах и другими общественными работами.
Подобные меры и гуманная политика, учитывающая трудности каждого человека, способствовали укреплению общественного доверия институтам власти. Когда в июле 2021 года Куба запустила собственную вакцину против коронавируса, большая часть населения привилась без колебаний. Теперь 90,1% кубинцев полностью вакцинированы, по сравнению с 68% жителей США.
Отсутствие ясной политики правительства, индивидуализм, порожденный идеологией капиталистического общества, и истерия в СМИ способствуют антипрививочным настроениям в американском обществе. Напротив, социалистическая система Кубы культивирует коллективизм и социальную ответственность друг перед другом. Несмотря на то, что требование носить маски было отменено несколько месяцев назад, многие кубинцы продолжают использовать их как в помещении, так и на улице, что свидетельствует об их готовности идти на маленькие жертвы ради поддержки коллективного здоровья.
После семи дней карантина я получил отрицательный результат ПЦР-теста и покинул изоляцию. Благодаря добросовестному соблюдению карантина и тщательным мерам безопасности, никто из тех, с кем я контактировал, не заразился. Я благодарен всем, кто заботился о моем здоровье и тем самым показывал, как выглядит социалистическое здравоохранение. Для человека, привыкшего к торопливым, обезличенным посещениям врачей с их дорогостоящими услугами, получение такого качественного и внимательного медицинского обслуживания на Кубе стало откровением.
Неустанная приверженность Кубы служению своему населению — и даже таким гостям, как я, — особенно впечатляет, учитывая бесчеловечные санкции, введенные Соединенными Штатами. Кубе закрыли доступ к основным медицинским товарам, чем создали и продолжают создавать серьезные трудности простому народу. Деятельность организации «Хатуэй Проджект», в которой я работал, помогая доставлять на остров безрецептурные препараты, привлекла внимание к этому особенно жестокому фронту экономической войны. Администрация Байдена должна положить конец блокаде, чтобы Куба могла добиться еще больших успехов.