Германия, Австрия, Китай и наш Краснодарский край сражаются с водной стихией, а Якутия – со страшными пожарами, уничтожившими более 1,5 млн гектаров тайги. Самое время вспомнить об ответственности человека за происходящее. Практика показывает, что нынешняя система хозяйствования не способна справиться с экологическими проблемами, что лишь усугубляет ситуацию. Современные защитники экологии предпочитают винить отдельно взятых политиков или потребителей, в то время как проблема лежит значительно глубже. А ведь люди вполне способны сохранить и защитить Землю. Обратимся к истории.
Вопреки мнению о «варварской» политике коммунистов в отношении окружающей среды, в СССР мероприятия по охране природы проводились повсеместно. Например, сбор макулатуры начался с 20-х годов прошлого века, инициатором чего, по легенде, стал В.И. Ленин, когда узнал, что «пролетарии предпочитают тратить бумагу на растопку печей». Советские экономисты чётко осознавали, что меры в поддержку окружающей среды способствуют поддержанию здоровья людей. Уже тогда советские специалисты подняли на флаг столь популярную сегодня позицию превентивной защиты от болезней. В ходе реализации соответствующих программ удалось снизить нагрузку на советскую медицину. Для борьбы с засухой и наводнениями советские специалисты проводили политику лесопосадок и создавали лесозащитные ограждения в Поволжье и на юге России. К сожалению, как можно видеть по состоянию экологии сегодня, нынешние экономисты не столь дальновидны.
Особые усилия по охране окружающей среды были предприняты в 60-х годах, когда ВЦИК принял законопроект «О сохранении окружающей среды на территории РСФСР». С этого момента экология становится одним из ключевых вопросов политики советского руководства.
Начиная с 1975 года пятилетние и годовые планы экономического и социального развития СССР дополнительно включают в себя специальные разделы по природопользованию. При этом государственное планирование распространяется на:
Программное значение по вопросу экологии имели директивы XX, XXII, XXIII, XXIV, XXV и XXVI съездов КПСС. Так, XXV съезд КПСС в числе важнейших задач развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 гг. назвал разработку и осуществление мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.
В 1972-1978 годах принимается ряд постановлений по природопользованию. Затем в декабре 1978 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов».
Широкое распространение приобрела переработка используемых ресурсов, в число которых входили сбор макулатуры, металлолома и прочего вторсырья. В качестве поощрения за участие в сборе отходов гражданин получал небольшое денежное вознаграждение — до 30 коп. за тару. Благодаря усилиям граждан удавалось переработать около 90% собираемой макулатуры, а прочего вторсырья, на момент 1987 года, в оборот вовлекалось более 70%.
На предприятиях, расположенных близ водоемов, поддерживались биологическая продуктивность, чистота и объём воды. Меры по предотвращению повышения солёности, восстановлению рыбной продуктивности провели на Каспийском, Чёрном и Азовском морях. Предприятия, деятельность которых могла повлиять на состояние подземных вод, занялись вопросами сохранения их первозданного вида.
Советская лесоохрана минимизировала число случаев лесных пожаров и воровства леса. Сегодняшней России следовало бы поучиться у предков опыту тушения и предотвращения пожаров; опыт ежегодных пожарищ, которые можно назвать «Всероссийским Сожжением Леса», в советское время был невообразим.
Весь комплекс мер принимаемых Советским Союзом получил название «социалистическое природопользование», элементы которого в качестве полумер перенимают буржуазные экономисты — достаточно вспомнить растущую моду на «авоськи», например, в 2020 году свои дорогостоящие авоськи выпустила фирма – законодательница моды – Miu Miu. Современной России и многим другим странам не под силу тягаться в вопросе экологии с достижениями прошедшего столетия. В то время как в СССР экологические катастрофы, периодически случаясь, разрешались своевременно, сегодняшняя Япония до сих пор не может справиться с последствиями Фукусимы, а в российских Челябинской области, Карелии и на Чукотке люди горят и не получают должной помощи со стороны государства. При этом наша страна принимает участие в тушении пожаров за тысячи километров от границы (например, на днях Шойгу отправил в Турцию самолёт-амфибию).
Между тем, прошлый век запомнился бережным отношением к окружающему миру. Социалистические страны активно перенимали опыт Советского Союза в охране природы и природопользовании. Так, ГДР, которая получила в наследие от восточной части Германии загубленную в ходе войн и индустриализации экологию и разрушенные предприятия, несмотря на огромные затраты по созданию и восстановлению хозяйства, в частности, тяжелой промышленности, проводила активную экологическую политику. В 1972 году в ГДР появилось министерство охраны окружающей среды и водного хозяйства. Вопрос энергоснабжения для государства имел особое значение: угольные электростанции оказались слишком вредны для и без того страдавшей местной экологии, в связи с чем немцы активно развивали атомную энергетику.
Во всех странах социализма внедрили культуру сбора, сортировки и переработки отходов, сделали традиционными мероприятия по восстановлению леса и лесоохране.
В Соединённых Штатах полноценная борьба за сохранение окружающей среды началась лишь в 1970-х годах, когда был принят законопроект «О национальной экологической политике» (NEPA). В то же время в США начали праздновать «День Земли». В отличие от стран социализма, которые изначально заботились об экологии, в странах капитализма борьба за экологию изначально была преимущественно отдана на откуп гражданам, что стало предпосылкой активного развития экологических общественных движений.
С целью сократить репутационные и иные издержки крупный капитал нередко ограничивается мерами, которые оцениваются экспертами как неэффективные. Например, многие помнят выступление Греты Тунберг, которое подняло рейтинг партии «Зелёных» и поспособствовало созданию продаваемого бренда. В итоге реальных мер предпринято не было, зато капитал сумел в очередной раз облачить вопрос экологии в форму товара и выгодно продать его. Но, к сожалению, выступление Греты — это лишь вершина айсберга. Настоящие чудеса беспомощности капитала проявились в переработке пластика и полиэтилена: проблема засорения окружающей среды продуктами нефтепереработки витает в воздухе уже почти полвека!
Ежегодные крупные лесные пожары в России и США вызваны успехами капиталистов в «оптимизации» лесоохраны, а их тушение зачастую проводится спустя рукава. Так, в 2019 году на всю страну прогремел скандал с заявлением губернатора Красноярского края Александра Усса:
«…Нечто похожее, думаю, применительно к лесным пожарам в зоне контроля. Дело в том, что это обычное природное явление, бороться с которым бессмысленно, а может, даже где-то и вредно».
Основная причина, тормозящая решение вопроса экологического кризиса – нежелание, а часто и невозможность тратить лишние средства на мероприятия, которые «могут и подождать». Капитал занят вопросом роста и масштабирования, завязанных на получение прибыли с целью дальнейшего накопления. Отход от парадигмы достижения сверхприбылей любой ценой приводит к поражению в конкурентной борьбе. Так, бизнесмен, который заботится об экологии, получит меньше прибыли, чем его коллега, который просто зарабатывает деньги. Если же бизнесу всё-таки приходится решать вопрос экологии, то он старается перевести траты на конкурентов, а свою репутацию оставить чистой, а деньги нетронутыми. Игнорирование «неудобных» катастроф наглядно представлено на примере политики крупнейшей в мире организации в сфере защиты окружающей среды GREENPEAC». Так, экологическая катастрофа в Мексиканском заливе 2010 года долгое время игнорировалась специалистами GREENPEACE; организация не предприняла действий по контролю над разливом нефти, однако выпустила соответствующее заявление.
Как показывает история, эффективность мер по сохранению природы складывается не только из экономического могущества или чётко выраженных намерений изменить ситуацию. Основополагающим фактором становится способ хозяйствования. Плановые механизмы, направленные на сохранение и развитие потенциала территорий, продемонстрировали куда большую стабильность и устойчивость, чем хаотичная рыночная экономика.