«История с инвестициями — это ключевая антикризисная мера».А. Белоусов
Подобные заклинания звучат из уст первого вице-премьера России регулярно. Но по какому-то странному стечению обстоятельств они до сих пор не привели к бурному росту российской экономики. Расправят ли атланты свои плечи? И если да, то когда?
13 августа вице-премьер Белоусов выступал на Межрегиональном форуме по внедрению инвестиционного стандарта. Само собой, речь шла о состоянии российской экономики и о тенденциях её развития.
Первым отметили снижение товарооборота из-за повышения цен. Но, мол, уже сейчас мы вышли на «плато» и этот показатель, возможно, больше снижаться не будет. В частности, Белоусов успокаивает: по расчетам Минэкономики, «скачков инфляции» не ожидается, а значит реальные доходы населения не должны упасть еще сильнее. Но это, скажем так, вилами по воде писано, поскольку тут же он оговаривается: «если ничего сверхъестественного не произойдет».
Гораздо больше интереса вызывают другие слова вице-прмьера:
«По инвестициям все наоборот. Мы только сейчас входим в спад инвестиций. И пик падения придется на 2023 год, на первое полугодие. Это связано и с ситуацией с доходами в отраслях, и с прибылью, и с ограничением производства, и с ограничением по импорту оборудования».
Таким образом вице-премьер нам говорит, что настоящий, «острый» этап кризиса еще впереди. А значит будут простои и закрытия предприятий, в первую очередь промышленных, и, как следствие, рост безработицы и сильный спад российской экономики придутся на вторую половину 2022 — 2023 года. Уже сейчас можно увидеть первые ростки этих процессов.
Наиболее показательна ситуация с автопромом: производство легковых автомобилей почти остановилось (спад на 96,7%), почти на 40% сократился выпуск грузовиков. После введения санкций автозаводы в России не смогут выпускать продукцию, поскольку все комплектующие для сборки автомобилей импортные. Собственного производства комплектующих практически нет. Это толкает российский автопром в руки китайских импортеров, что прогнозируют и сами производители машин, называя процесс «пересадкой с западной иглы на азиатскую».
Подсесть на азиатскую иглу так быстро не получается: китайские корпорации не спешат осваивать российский рынок, дабы избежать западных санкций. А значит, простои будут продолжаться. Чем дольше идет кризис, тем вероятнее начало увольнений рабочих. Так, в российском автопроме занято до 3-х миллионов человек, и, по прогнозам ЦСР, начиная с осени 2022 года сокращения ожидают 102 тыс. работников этой отрасли. Тяжелая ситуация в транспорте и логистике: здесь под угрозой 124 тыс. рабочих мест.
В простое оказалась и металлургическая промышленность. Производство в этой отрасли в июне текущего года уже сократилось на 25% по отношению к апрелю из-за запрета на экспорт в Европу.Можно и дальше перечислять отрасли, которые оказались в простое из-за кризиса и санкций. Рецессия будет нарастать, поэтому сокращения затронут почти все секторы экономики. Прогнозируется рост безработицы в большинстве регионов, к концу года она может вырасти с 4% до 7,1 — 7,8%.
Причина такого масштабного ущерба — зависимость от импорта в критически важных отраслях (см. график ниже). Но Белоусов, говоря об «антикризисных инвестициях», сетует на ограничения по импорту оборудования. Что все это значит? Вице-премьер все еще надеется на поставки иностранных технологий? А как же импортозамещение, так распиаренное в рамках патриотического вставания с колен?
А импортозамещение провалено. И об этом еще в мае открыто заявили государственные чиновники. Приведем слова члена Совета Федерации Клишаса:
«Кроме бравурных отчетов отраслевых ведомств нет ничего. Наши люди это видят и по товарам народного потребления, и во многих других сферах».
Итак, с 2014 года, то есть за 8 лет программы, не было импортозамещено практически ничего. Оно и понятно: в условиях конкуренции с западными корпорациями российская продукция выходит слишком дорогой, поэтому бизнес не спешит инвестировать в развитие собственных технологий. Собственники предприятий не хотят прощаться со своими сиюминутными доходами, а технологическая независимость требует государственного регулирования экономики на всех этапах производства. Не для того либералы и националисты разрушали плановое хозяйство СССР, чтобы теперь возвращаться к нему.
Но есть и другой, рыночный способ повышения конкурентоспособности. В него входят упрощение, деградация производимых товаров и снижение стоимости рабочей силы. Примеры первого мы видим уже сейчас — «упрощенные» Лады без АБС и подушек безопасности скоро поступят в продажу.
Почва для второго способа — удешевления рабочей силы — готовится. Российский империализм был бы рад эксплуатировать нищих индусов, тайцев или африканцев, как это делает западный «коллега», но место уже занято. Поэтому он ограничивается мигрантами из Средней Азии. О необходимости дешевых рабочих рук регулярно высказываются известные чиновники, например, Собянин. Но одними мигрантами сыт не будешь, ведь, помимо них, есть еще 140 миллионов жителей России, которые все время почему-то жалуются на МРОТ в 12 тысяч рублей и среднюю зарплату в 40 тысяч.
Обозначенные выше рост безработицы и дефицит рабочих мест будут снижать стоимость рабочей силы. «У меня ипотека, я согласен на любую работу», — подобные слова будут звучать все чаще. Увязшим в кредитах российским рабочим будет все сложнее отстаивать свои права на труд и достойную жизнь. И это развяжет руки бизнесу.
Предвкушая это, государство дает зеленый свет «поддержке отечественных производителей». И вот уже Путин на ПМЭФ-2022 разразился щедротами: тут тебе и отмена плановых проверок компаний, и сокращение сроков давности по налоговым преступлениям, и декриминализация работы без лицензии, и еще куча других замечательных инициатив. Проще говоря, Путин сказал бизнесменам: делай что хочешь, государство на вашей стороне!
Но это еще не все. Далее Минюст предложил проект либерализации УК для предпринимателей. Теперь можно будет не бояться уголовки за отсутствие регистрации, регистрировать любые сделки с недвижимостью, вносить ложные сведения в межевой план, а также наносить в 1.5 раза больше ущерба, прежде чем тебя признают мошенником. Да и такой подход уже назвали слишком мягким.
«…Такие нарушения должны остаться только в КоАП и подлежать наказанию исключительно экономическому — например, в виде штрафа. Пока что инициатива Минюста выглядит очень скромно», — заявил бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Подытожим. Приведенные в начале статьи мольбы Белоусова об инвестициях, «внезапные прозрения» чиновников о провале импортозамещения, инициативы президента и Минюста — это сигналы для бизнеса, что российский рынок готов к освоению, что здесь можно выгодно эксплуатировать рабочих и заработать много бабла. И бизнес обязательно этим воспользуется, он наконец-то расправит свои плечи. За наш с вами счет.