Последнее время Папа Франциск делает интересные заявления. Например, 11 ноября 2016 года, отвечая на вопрос о марксизме итальянской газете La Repubblica, он заявил: «Коммунисты думают как христиане. Христос говорил об обществе где бедные, слабые и изгнанные решают всё. Не демагоги, не варвары, не богатые, а народ. Бедные, у которых есть вера в Бога или нет, но кому мы должны помогать достичь равенства и свободы». Также Франциск призвал общественные движения, которые он недавно принимал в Ватикане, заниматься политикой, а не «политиканством». Политикой, которая будет креативной и с большим будущим. Ну и, как всегда, Папа призвал уменьшить неравенство в обществе.
Франциск (Папа Римский)
А на закрытии Третьей Всемирной встречи народных движений в Риме 5 ноября Папа Франциск сказал, что существующая система, которую он охарактеризовал как «атрофическую», может предложить миру лишь косметические улучшения, которые не являются настоящим развитием. Экономический рост, технические достижения, большая эффективность в производстве потребительских товаров — всё это хорошо, однако эта система препятствует всестороннему развитию человека. Развитию, которое не ограничивается простым потреблением, к тому же, доступным лишь ограниченному количеству лиц, но касается всех стран и народов. Франциск не раз выступал с критикой капиталистических порядков, называя помощь бедным одной из главных задач своего понтификата. Тут возникает резонный вопрос: с чего бы это? Неужели католическая церковь, которая всегда была и является до сих пор крупным собственником и идеологической опорой класса эксплуататоров, встала на сторону угнетенных трудящихся масс? Неужели глава католической церкви стал коммунистом? Для чего эти реверансы в сторону левых и эта критика капитализма? Может, действительно Римский Папа озаботился делами народа, делами простых тружеников? Однако, разбирая другие высказывания понтифика, становится ясно, куда он клонит и для чего нужна эта левая риторика. По словам Франциска, коммунистическая идеология возникла в результате присвоения политическими активистами христианских ценностей. Папа уверен, что единомышленники Карла Маркса «украли знамя нашей религии», а сам философ «не придумал ничего нового». Вот так. Ничего, оказывается, коммунисты не придумали, а все хорошее, что есть в коммунизме, украли у христиан. Об этом говорит представитель крайне реакционной организации, которая веками эксплуатировала народы, боролась с наукой, преследовала передовых ученых, насаждала нищету и безграмотность. А после того как коммунистическое движение в 20 веке в ходе упорной классовой борьбы завоевало для трудящихся множество прав, свобод и гарантий, решила примазаться к этим достижениям. Дескать, коммунисты свою идеологию позаимствовали у христиан. Но если католическая церковь такая хорошая, что ей мешало бороться за счастье бедных раньше того, как этим занялись коммунисты? Почему она на протяжении веков смотрела сквозь пальцы на нищету и отсталость народных масс? В интервью изданию «Il Messaggero» Понтифик предложил использовать сходство коммунистических доктрин с христианскими для обращения левых в католицизм: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся, блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Коммунисты говорят, что все это коммунизм. Да, разумеется, только прошло две тысячи лет. Поэтому можно сказать коммунистам: вы сами – христиане».
Папа Франциск назвал марксистов «ворами идей»
Вон для чего, оказывается, все эти реверансы в сторону коммунизма: чтобы обращать левых в христиан. Под благовидными фразами кроется все то же насаждение христианской идеологии. Папа как искусный политик подстраивается под желания людей, которым всё сложнее жить так, как раньше. Хотите коммунизма – пожалуйста! Только коммунизм этот с привкусом христианства. А значит, и не коммунизм вовсе, а ревизионизм, извращение коммунизма. Выступая перед народными массами, Папа Франциск регулярно критикует капитализм, призывает к борьбе с бедностью, шельмует богачей и стяжательство. Не расходятся ли его слова с делом? Для этого нужно разобраться, что на самом деле представляет собой католическая церковь в общественно-экономическом смысле. Для начала разберем кодекс канонического права, в соответствии с которым осуществляет свою деятельность католическая церковь:
Как видим, каноническое право одобряет стяжательство в виде приобретение имущества, недвижимости, накопление богатств и ведения коммерческой деятельности. Причем церковь делает это по некоему прирожденному праву. Видимо, это право даровано ей богом. Кроме того, церковь имеет прирожденное право требовать с верующих «то, что ей необходимо для достижения свойственных ей целей». То есть, узаконенное вымогательство прикрываемое именем бога. Если церковнику нужны деньги, он имеет право потребовать с прихожан столько, сколько ему нужно. И точка. И католическая церковь активно пользуется предоставленными ей широкими правами. Она занимается коммерческой деятельностью, накоплением капиталов, сбором дани с верующих. Католическая церковь — это огромная организация, имеющая филиалы во многих странах и владеющая несметными богатствами. Папа Римский управляет городом-государством Ватикан и одновременно разбросанными по 157 странам 3 127 территориальными подразделениями — диоцезами: епархиями, архиепархиями, аббатствами, экзархатами и т. п. Каждый из диоцезов во главе с епископом оформлен как отдельное юридическое лицо с собственным бюджетом, связанное с Римским Папой церковным правом, но не светским. Это даёт возможность перемещать деньги между центром и периферией, но ограничивает финансовую ответственность диоцезов только имуществом епархий. Таким образом, богатство католической церкви распределено по тысячам подразделений, не обязанных в большинстве стран раскрывать финансовую отчётность. Самая богатая католическая церковь в Соединённых Штатах. Она владеет огромным количеством собственности состоящим из 6 800 школ, 197 высших учебных заведений и 630 госпиталей. По подсчётам журнала Economist, в 2010 году на поддержание этой системы было потрачено $170 миллиардов. Источники поступления этих денег скрыты от посторонних наблюдателей. До 90% средств в американской церкви собираются и тратятся на уровне приходов. Каждый из посещающих церковь американских католиков в среднем жертвует ей $10 в неделю. В год по стране сумма этих пожертвований переваливает за $13 миллиардов. Высшие чины американской католической церкви ведут далеко не христианский образ жизни. Расследование CNN, показало, что особняки 10 из 34 американских архиепископов стоят более $1 миллиона: — кардинал Нью-Йорка Тимоти Долан: $30 млн — кардинал Чикаго Фрэнсис Джордж: $14,3 млн — архиепископ Сиэтла Джеймс Сертейн: $3,8 млн — архиепископ Атланты Уилтон Грегори: $2,2 млн — архиепископ Хартфорда Леонард Блейр: $1,85 млн Эти же епархии совершают крупнейшие инвестиции. Архидиоцез Чикаго за последние годы вложил более $100 миллионов в акции нефтегазовых компаний, а кардинал Нью-Йорка считается крупнейшим владельцем недвижимости на Манхэттене. При этом параллельно официальной американской католической церкви существует большое число университетов и медицинских центров, которые принадлежат религиозным орденам и объединениям, имеющим независимые бюджеты. Так, католическим Университетом Нотр-Дама с целевым капиталом в $7,5 млрд владеет Конгрегация Святого креста. А 24 католическими больницами, многие из которых входят в число лучших медицинских центров США, управляет некоммерческая организация Dignity Health с годовым оборотом более $10 миллиардов. Немногим прозрачнее доходы второй по богатству католической церкви — немецкой. Законами страны предусмотрен сбор с верующих в размере 8–9% выплачиваемого государству подоходного налога. Церковь получает таким образом до €10 миллиардов в год. В 2013-м свой бюджет раскрыл архиодиоцез Кёльна, заявивший активы в €3,4 млрд без учета неподдающегося оценке собора и земли под ним. Эта епархия считалась богатейшей в Германии всего лишь год, пока свою отчётность не опубликовал диоцез Падеборна. Большая часть капитала в €4 миллиарда он вложил в ценные бумаги с фиксированным процентом: облигации и привилегированные акции. Публикация первых в истории католической церкви Германии финансовых отчётов стала попыткой сгладить скандал вокруг епископа Лимбурга Франца-Петера Тебарц-ван Эрста, отстранённого папой за потраченный на обновление резиденции €31 миллион (стол в конференц-зале — €25 000, ванная — €15 000). Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих — таков полный титул папы римского, последнего абсолютного монарха Европы. До ожидаемого пришествия Христа он управляет церковью со всем её имуществом по собственной воле. Имея каноническую возможность распоряжаться каждой монетой на счету любого католического прихода на планете, в современной реальности папы могут рассчитывать только на бюджеты Ватикана как города-государства и Святого престола как управляющего органа Римско-католической церкви. Основные статьи расходов Святого престола — это содержание трех тысяч сотрудников, посольств-нунциатур и собственных медиа. В прошлом году он показал $1,2 млрд в ценных бумагах и недвижимости, долговые обязательства на $242 млн и годовой дефицит бюджета в $28 млн. Официально престол беднее многих епархий. Их вклад в центральный бюджет важен, но не выглядит решающим. Раз в год, в ближайшее к Дню Петра и Павла воскресенье, церкви по всему миру собирают «Лепту святого Петра», направляемую непосредственно Папе Римскому. По последним доступным данным, в 2011 году она составила $70 миллионов. Главными среди известных источников дохода Святого престола остаются операции Банка Ватикана и прибыль от владения недвижимостью. В прошлом году банк распоряжался активами на $3,8 млрд (около 1% от суммы активов всех банков Италии) и депозитами на сумму $2,4 млрд. Кроме ватиканского квартала, церковь признаёт владение двумя тысячами квартир и домов по всей Италии. Однако журналисты Guardian обнаружили, что через приближённых банкиров ей принадлежит недвижимость в Париже и швейцарском Берне, а также несколько кварталов в самом дорогом районе Лондона вблизи улицы Пэлл-Мэлл. То есть, все эти разговоры Папы Франциска о нестяжательстве и борьбе с бедностью — это лицемерная демагогия для этих самых бедных. Для тех, кто является основным потребителем духовного товара, производимого церковью. На самом деле, католическая церковь — это огромная транснациональная корпорация, которая присваивает себе часть дохода трудящихся и благодаря этому сколачивает свои несметные капиталы. Только в отличие от ТНК, которые производят материальные ценности и, таким образом, хоть как то полезны для общества, церковь не производит ничего. Она продает людям духовный товар, но получает за него настоящие деньги. Таким образом, церковники меняют свои сказки и фантазии на реальный продукт. Создают огромные капиталы буквально из воздуха, из сказок и мифов. В этом смысле церковь переплюнула многих спекулянтов и банкиров..
Семен Девятов
От редакции: дополнительно к критике автора статьи в отношении высказывания Папы о том, что христиане, как и коммунисты, за бедных и слабых, хотелось бы добавить несколько исторических фактов.
Дело в том, что история церкви идет параллельно с историей общества, которое успело перейти от рабовладения к феодализму до современного капиталистического строя. Меняется общественный уклад, менталитет и идеология масс, а вместе с этим меняется и религия. Было бы ошибочно сопоставлять современное христианство с первыми христианскими общинами на территории бывшей римской империи почти две тысячи лет назад. Глава католической церкви частично прав, ранние христианские общины действительно были там, где была беднота – это логично. Ведь элита древнего Рима в то время исповедовала свою религию. Факт, что первые христианские общины состояли в основном из иудеев – это завоеванный, малочисленный, но очень воинственный народ, который мечтал избавиться от деспотии римских завоевателей. Само собой, с приходом новой власти в рабовладельческом обществе хуже всего себя чувствовали низы, именно поэтому была необходимость в создании новой веры, которая могла бы их сплотить и защитить, обещая царство небесное после смерти. Однако уже на том этапе христиане резко отличались от современных коммунистов. Различие в том, что первые христианские общины, которые якобы схожи с коммунистами, проповедовали смирение и подчинение, то есть раб должен принять ту жизнь, что дал ему бог. Всем все воздастся после смерти! Коммунисты же, наоборот, несут в массы идеи о том, что не нужно ждать чуда и благосклонности от господ, а уже сейчас начинать бороться за свои права и власть. Но самое интересное впереди, первые христианские общины недолго были такими. Время шло, в империи то тут, то там вспыхивали бунты. И тогда христианские лидеры сделали революционный шаг, который впоследствии навсегда и очень сильно повлиял на политический уклад целого континента, а затем и всего мира. Теперь христианство стало доступно не только для иудеев, но и для других народов, более того, оно стало привлекать и высшие слои населения. Сильнее всего новая религия смогла укрепиться в Греции и Египте, а эти регионы в те времена были культурными центрами всей империи. С приходом в христианские общины аристократии, резко изменило саму христианскую веру, она стала уже не столько за бедных и слабых, сколько против римской власти. По прошествии еще нескольких веков христианство утвердилось в Риме как государственная религия, а затем и полностью стала доминировать в империи. Самое интересное, что после утверждения новой власти и укрепления христианства, когда ее костяк из рук бедняков перешел в руки пап и епископов, христианство вновь воспользовалось своим уже старым и забытым догматом о защите бедных и угнетенных. Но сделано это было лишь для одной цели: защищать новую власть, которая давала церкви практически безграничные ресурсы. Церковь менялась и далее, в средние века и в эпоху Возрождения, но и по сей день она служит для защиты интересов класса, который дает ей средство и возможности существовать.