Грузинская компания по производству минеральной воды согласилась на требования бастующих работников

От редакции. В эпоху кризиса капитализма государство всё чаще либо остаётся в стороне, либо противодействует рабочим в борьбе за справедливый труд. Это, в свою очередь, не удивительно: в капиталистическом обществе буржуазия осуществляет диктатуру своей воли, а буржуазное государство — это инструмент возведения воли буржуазии в закон.

Забастовка сотрудников «Саирме»/ Фото Мераби Чаладзе/Facebook
Забастовка сотрудников «Саирме»/ Фото Мераби Чаладзе/Facebook

Пятинедельная забастовка сотрудников грузинской компании по производству минеральных вод «Саирме» завершилась после того, как компания согласилась выполнить их основные требования. «Саирме» и профсоюз работников сельского хозяйства, торговли и промышленности («Labor»), представляющий интересы 32 сотрудников компании, подтвердили, что 20 марта они достигли соглашения, которое положило конец 36-дневной забастовке.

Завод «Саирме» расположен недалеко от одноименного грузинского курортного города в юго-западном муниципалитете Багдати, в 50 километрах к югу от Кутаиси. По данным профсоюза Labor, который входит в более крупное Объединение Профсоюзов Грузии (GTUC), в результате коллективных переговоров зарплата работников была повышена на 22,5%, при этом оплата ночных смен увеличилась на 34%. Оплата за сверхурочную работу и смены в праздничные дни увеличится на 25%, сообщили в профсоюзе.

Юрист GTUC Тамила Габаидзе рассказала OC Media, что операторы завода, составляющие большую часть персонала, ранее официально получали зарплату 1058 лари (около 35 тыс. руб.) в месяц, но фактически обычно получали 800–900 лари (25-30 тыс. руб.) ввиду частых перебоев в работе из-за неисправного оборудования.

«Компания имеет право, например, приостановить работу завода на два дня, но для вас, как для рабочего, это является «вынужденным простоем», потому что вы все равно должны получить зарплату за это время», — говорит Габаидзе. «Работодатель должен компенсировать работникам это время, потому что это его обязанность — обеспечить работников техническим оборудованием».

Тем не менее, GTUC объявило, что им удалось добиться удовлетворения обоих требований, которым компания яростно сопротивлялась в начале этого года: повышения заработной платы и привязки зарплаты к инфляции.

В течение всего периода забастовки «Саирме» не отвечала на неоднократные просьбы OC Media прокомментировать ситуацию. Однако 20 марта вечером компания публично подтвердила, что спор был разрешен и что бастующие сотрудники возобновят работу 22 марта.

Согласно заявлению Labor, коллективный договор, подписанный профсоюзом и компанией вечером 20 марта, также гарантировал, что каждый бастующий работник получит компенсацию в размере 800 лари за пятинедельную забастовку, что не предусмотрено трудовым законодательством Грузии.

Согласно государственному реестру Грузии, компания «Саирме Минеральные Воды» принадлежит Якову Гвичия и управляется Яниной Машковой, оба имеют российское гражданство.

Борясь с метелью, полицией и ослабевающим вниманием общественности, около 30 рабочих объявили забастовку 13 февраля. Они требовали повышения зарплаты на 30%, ежегодной индексации зарплаты на уровень инфляции, а также решения «ужасных» проблем с безопасностью и санитарией на заводе. Бастующие рабочие утверждали, что проблемы с безопасностью включали в себя падение лифта в шахту и поражения электрическим током.

По словам представителя GTUC Тамилы Габаидзе, профсоюз помог рабочим начать забастовку после месяца переговоров между рабочими и их работодателями, за которыми последовал безуспешный 21-дневный процесс посредничества со стороны Министерства труда, здравоохранения и социальных вопросов незадолго до начала забастовки.

Начало забастовки совпало со снежной бурей, которая осложнила круглосуточную блокаду завода бастующими работниками, а также привела к ограничению работы предприятия из-за транспортных проблем.

В первый день забастовки грузинское новостное издание Fortuna процитировало заместителя директора компании Левана Касрадзе, который заявил, что из 62 сотрудников бастуют только 27 и что производство не будет остановлено. Позднее «Саирме» объявила об открытии вакансий, но не смогла продолжить работу в полном объеме.

Тем временем профсоюз Labor пристыдил тех, кого он назвал «штрейкбрехерами», среди которых, вероятно, были и нанятые без контрактов на краткосрочную работу местные жители.

В течение 36 дней забастовки компания неоднократно обращалась к полиции, чтобы разблокировать въезд на территорию завода для автомобилей.

GTUC сообщило OC Media, что полиция задержала двух бастующих работников, которые позже получили предупреждения от местного суда и провели ночь в изоляторе временного содержания. Однако профсоюз отметил, что «Саирме» обязалась отозвать все обращения в полицию против своих работников.

В ходе забастовки общественная поддержка и внимание СМИ были незначительными, но её поддержали левые грузинские группы «Платформа справедливого труда» и «Хма» («Голос»). 20 февраля члены «Хма» заняли главный офис «Саирме» в Тбилиси, чтобы привлечь внимание общественности к этой проблеме.

Работники «Саирме» не стали объявлять забастовку в январе 2021 года после создания профсоюза на предприятии, но в декабре 2022 года обратились в Labor, заявив, что компания не смогла устранить их недовольства.

Шако Кобалия, один из бастующих сотрудников «Саирме», отметил 18 марта, что он проработал в компании четыре года без контракта или доступа к основным трудовым правам, такими как право на ежегодный оплачиваемый отпуск или на отпуск по уходу за ребенком.

Источник