12 октября гендиректор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв дал интервью в эфире программы «Познер». В эфире Первого канала Лихачёв рассказал об отношении старших коллег к Берии, о том, как капиталистические интересы угольщиков и нефтяников тормозят прогресс человечества и о нужде «Росатома» в проведении империалистической политики.
Госкорпорация «Росатом» берёт своё начало в спецкомитете по атомному проекту во главе с Лаврентием Берией. Изначально атомная энергетика в стране зарождалась с целью создания ядерного оружия, но создавалось оно как оружие паритета, и ни разу в боевых целях не применялось. Во время работы над ядерным оружием научным сообществом во главе с Курчатовым было направлено письмо с целью скорейшего создания мирного атома. Вопреки словам Лихачёва об опасности такого заявления, правительство прислушалось, и в итоге проекты по оружейному и мирному атому велись параллельно. Также Познер не мог не спросить о положительных и отрицательных деяниях Лаврентия Павловича. Оценивать деятельность Берии, гендиректор Росатома называл «делом неблагодарным», но при этом добавил:
«В отрасли у старшего поколения к Берии ровное отношение. Многие понимают его неоценимую роль как организатора».
Прозвучал пропагандистский вопрос о трудовых лагерях, в которых людей заставляли добывать руду вручную без защитных средств. Причиной тому, по словам Лихачёва, был совсем не кровавый Сталин и большевики, просто человечество в целом имело мало информации об опасности радиоактивных материалов, потому культура обращения с ним и культура безопасности отсутствовали. Тем не менее, Познер, полностью обесценивая факты, приведённые Лихачёвым, посчитал необходимым сакцентировать внимание на том, что людей заставляли.
Из дальнейшего обсуждения можно почерпнуть множество интересных фактов о мировом рынке энергетики. Огромное количество стран уже не может существовать без атомной энергетики, её доля очень велика. Уменьшение этой доли ведёт к негативным последствиям, так, например, в Германии это привело к увеличению цен на электроэнергию и замену атомной энергетики на угольную, что, в свою очередь, ухудшило экологию и вынудило закупать электроэнергию у Франции (80% которой производится на АЭС).
В рамках дискуссии о политической составляющей был освещён случай с массовой закупкой таблеток йода Литвой якобы для защиты населения на случай возможной аварии на строящейся в Островце станции. По заявлениям Литвы, строительство ведётся без соблюдения международных стандартов. Этот инцидент Лихачёв назвал голой политикой, потому что строительство идёт под контролем МАГАТЭ и Евратома по всем стандартам и регламентам безопасности. Правительство Литвы же просто оправдывается перед населением за то, что вывели лучшую в своё время станцию из эксплуатации. Просто разрезали её на металл и из экспортёра энергии превратились в страну, закупающую 65% энергии из-за рубежа.
Что касается Росатома, госкорпорация строит три новых реактора на территории России и планирует ещё четыре, в то время как страна должна выполнить заказ на поставку за рубеж 36 реакторов. Эту ситуацию Лихачёв прокомментировал следующим образом:
«Росатом достиг таких пределов своей деятельности, что нам просто собственной страны не хватает для развития и поддержания жизни».
Он сообщил, что Росатом строил бы больше реакторов в России, но Минэнерго не позволяет заменить часть угольной энергетики атомной.
Под конец интервью речь зашла о самой интересной на данный момент теме в энергетике — о термояде — маленьком солнце на Земле. С целью создания термоядерной энергетики активировали международный проект, в рамках которого Россия запускает собственные наработки. Некоторое оборудование, необходимое для будущей термоядерной станции, было создано на бумаге ещё при Курчатове. Если решится вопрос термояда, то вопрос источника энергии перестанет быть актуальным. Познер высказал предположение, что угольщики и нефтяники будут противиться созданию термояда, на что Лихачёв ответил, что они и так активно противятся, и их отпечатки пальцев существуют во всех антиатомных проектах.
По словам гендиректора, в 2018 году 40% мировой энергии получали из угля, при сжигании которого в окружающую среду выбрасывается огромное количество отходов, влияющих в конечном итоге на климат и вызывающих респираторные заболевания. Атомные же станции, со слов Лихачёва, на 100% экологически чисты и не несут никакого вреда человеку
Алексей Евгеньевич добавляет множество подробностей на тему экологичности и перспективы атомной энергетики. Он рассказал о подвигах советских учёных и разведки, об утилизации отработавшего ядерного топлива, по итогам которой в землю закапывается то же количество радиоактивности, которое было из неё добыто.
Атомные станции наиболее прогрессивные и чистые источники энергии. Из интервью Лихачёва мы видим, что энергетика в мире развивается не в интересах народа. Никто не создаёт энергию чтобы удовлетворить потребности человека. Никто не ставит целью сделать энергетику дешевле или чище. Все связанные лица и компании руководствуются прибылью. И если ведётся разговор о стоимости или неэкологичности, то только для того, чтобы оправдать деятельность в интересах капитала.
Дмитрий Ленский