Фильм «Стачка» легендарного отечественного режиссера Сергея Эйзенштейна вряд ли можно рекомендовать для семейного просмотра или непринуждённого досуга. С одной стороны, черно-белая и немая лента снята в далеком 1925 году, поэтому внешне выглядит явным анахронизмом.
С другой стороны, под этой обложкой скрывается настоящая «бомба». «Стачка» — это яркий пример молодого пролетарского искусства, которое мечтало вслед за политическим и социальным переворотом осуществить культурную революцию.
Фильм во многом опередил не только свое время, но и сегодня остается чересчур авангардным по форме. Судите сами: съемочная группа попыталась использовать в нем чуть ли не все придуманные на тот момент техники кинооператорского искусства сразу. Съемка статичных кадров, в которые врываются киногерои; съемка через отражение в луже; съемка с движущегося паровоза и многие другие «аттракционы». Энтузиазм создателей фильма понятен, ведь именно плеяда выдающихся советских кинематографистов 20-х годов прошлого века изобрела чуть ли не большинство приемов, которые со временем стали классическими. Не удивительно, что они хотели показать их все сразу. Само построение фильма утверждало новый подход к искусству. В нем фактически нет главных положительных героев. На их месте коллектив — рабочие фабрики, которые решают устроить забастовку. То же и с сюжетом. Он просто отсутствует в привычном для нас виде. На его месте четкая схема, даже инструкция, которую предлагает для своих зрителей режиссер. Добавьте к этому попытку преодолеть жанровую ограниченность старого искусства: в «Стачке» смешалась откровенная комедия, карикатурная пародия на действительность, крайний, приближенный к документалистике, реализм, настоящая драма и своеобразный кинематографический символизм с очень сильными и яркими метафорами. Все это делает фильм сложным для восприятия. Впрочем, поэтому «Стачка» крайне интересна для тех, кто интересуются искусством, кинематографом и историей. Этот фильм – настоящий плод своей эпохи, вобравший ее дух и устремления. Однако достоинства «Стачки» этим не ограничиваются
По сути, в 1925 году Сергей Эйзенштейн снял универсальную кинопамятку для рабочих всего мира о том, как надо готовить и проводить забастовку. Фильм, состоящий из шести частей, буквально обучает рабочих по шагам:
Эйзенштейн правдиво изображает все трудности, с которыми вероятно столкнутся забастовщики. Акционерам-капиталистам откровенно наплевать на интересы рабочих: требованиями рабочих буквально вытирают ботинки. Забастовка затягивается, быстрой победы не получилось. Начинаются проблемы с деньгами, едой, семейные неурядицы. При этом все органы капиталистического государства оказываются на стороне бизнеса: против рабочих выступают полицейские, регулярная армия и даже пожарные. «Охранка не брезглива», — сообщает Эйзенштейн. Жандармы используют провокации, запугивание, подкуп, насилие, репрессии и открытый террор против рабочих активистов. Несмотря на приближающийся девяностолетний юбилей фильма, содержание его, как можно уже заметить, вполне актуально и для современной России. Например, такой диалог между рабочими происходит накануне забастовки: « — Приперли? Так надо бастовать! — С нашим-то народом… — Народ лучше не будет. Бастовать!» Несмотря на всю карикатурность кинематографических акционеров завода в их роли легко можно представить ныне покойного Егора Гайдара или здравствующего Владимира Якунина, а на роль главы жандармов — смело брать любого полицейского генерала современной России.
Однако режиссер не останавливается на этой обучающей задаче и пытается сказать зрителю нечто большее. Его основной посыл особенно ярко проявляется в финальной – запоминающейся и обладающей особой художественной силой сцене фильма. Кадры расправы над взбунтовавшимися рабочими «перетасованы» с эпизодами работы скотобойни. «Пролетарий, при капитализме ты всего лишь рабочий скот, которого при необходимости пустят на убой!» — обращается ко всем наемным работникам фильм «Стачка». Единственный настоящий выход из этой трагедии – в организованной борьбе рабочего класса. Именно этой мысли посвящен выдающийся фильм Сергея Эйзенштейна, начиная с самого первого кадра. Свет выключается. На экране появляются слова Владимира Ленина: «Сила рабочего класса — организация. Без организации масс пролетариат — ничто. Организованный он — всё. Организованность есть единство действия, единство практического выступления». Приятного просмотра. Посмотреть фильм «Стачка» вы можете здесь
Иван Помидоров