Первые забастовки водителей начались в современной России в 2015 году. И каждый год географический размах увеличивался настолько, что сейчас нельзя найти ни одного крупного города, в котором не было бы забастовки или митинга водителей, требующих улучшений условий своего труда. Но результат этих выступлений не виден. Водитель из Уфы рассказывает:
Заработать за смену «грязными» 5,5 тысяч. С этих денег 1,5 тысячи — это аренда автомобиля. Заправиться — 1 тысяча. И при этом агрегатор забирает свой процент. И, следовательно, остается от силы 1 тысяча. И это за 14 часов!
Требования водителей в основном связаны с повышением тарифов, и обращены они к основному агрегатору такси в России — компании Яндекс-Такси, именно его водители обвиняют в своих тяжёлых условиях труда. Но давайте изучим вопрос чуть глубже. В чём причина падения стоимости оплаты труда таксиста? Ещё недавно «таксуя» можно было вполне прожить, не имея постоянного источника дохода. Почему сейчас всё стало так безнадёжно? Рынок услуг такси интересен тем, что он «идеален» с точки зрения либерального взгляда на экономику:
Законодательством РФ интернет-поездки не регулируются, хотя ситуация, сложившаяся на рынке пассажирских перевозок, требует законодательного их оформления, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Ространснадзор выражает готовность участвовать в указанной работе в рамках своей компетенции, — пишет в ответ на депутатский запрос руководитель Ространснадзора Виктор Федорович Басаргин.
2. Большое количество производителей услуги, водителей, которые фактически ежеминутно конкурируют друг с другом на схожих по своим качествам средствах производства. 3. Свободный вход и выход с рынка. Сегодня водителем может стать практически каждый, и порог вхождения на рынок снижается (агрегаторы снижают требования к возрасту и марке автомобиля). 4. Свободное ценообразование, выраженное в том, что если водитель ездит на собственной машине, то у него есть возможность выбора более выгодного для себя предложения агрегатора, но это, конечно, не тоже самое, что установить свою цену. 5. Стабильный спрос. В отдельных местах (вокзалы, клубы) и в определенное время суток (ночь) – почти гарантировано его наличие. 6. Практически стандартизированные услуги – за редким исключением класс машин и уровень вождения примерно одинаков у всех таксистов. А что является следствием идеального рынка? Конкуренция, которая ведёт к снижению цены, в итоге, как подсказывает теория рынка, последняя должна дойти до точки равновесия. Но по факту мы видим, что эта точка уже ищется в карманах водителей, и параллельно внедряются более жёсткие формы эксплуатации. Работающие по 12-14 часов за баранкой таксисты уже не редкость. Ни один из пассажиров известных агрегаторов не поручится за состояние водителя, который приедет на вызов. Агрегаторы объявили в 2018 году, что будут страховать своих пассажиров. Но страховка — это не решение проблемы. Это — перевод рисков в финансовый вопрос. Нас заинтересовало это видео: Это — история водителя таксопарка и мини-очная ставка с владельцем бизнеса в присутствии полицейских. Водитель живёт в Москве, в квартире, принадлежащей таксопарку, где в одной комнате проживает по 6-8 человек. В офисе таксопарка есть бита, которой, по словам водителя, «убеждают» отдать деньги за ремонт машины и штрафы за некачественное обслуживание клиентов. Там же хранятся паспорта водителей… на всякий случай. Существует ещё один интересный нюанс. Где может водитель найти дополнительные способы оптимизации своего заработка, кроме забытой амортизации автомобиля и увеличения своей смены на дороге до безумного количества часов? Самый простой способ — уклонение от налогов. По словам Мороза Д.Г., доцента МАДИ, преподающего дисциплину «Организация перевозок и управление на транспорте»,
При соблюдении действующего законодательства расценки для водителей должны вырасти на 70-90%, чтобы обеспечить достойный уровень труда и безопасности на дорогах.
Ключевая фраза здесь «соблюдение законодательства». Именно на эту «Ахиллесову пяту» таксистов будут бить, чтобы купировать возмущение. Например, в таксомоторные парки Уфы пришли письма с требованиями раскрыть всю информацию по водителям и их заработкам. Вполне очевидно, что это может быть использовано для «принуждения к миру» наиболее слабого звена цепочки. Вся эта история показательна тем, что сегодня высококвалифицированные рабочие, 40 лет назад бывшие привилегированными членами общества, условия труда которых только ухудшились — водители такси, — работают в нечеловеческих условиях, но их желанием остается получить своё средство производства, выкупить автомобиль (некоторые таксопарки предлагают это за определённый стаж или накат), на котором они ездят, или просто купить машину, чтобы зарабатывать хоть немного больше. Именно это мелкобуржуазное желание не позволяет им солидаризоваться, сплотиться и выразить своё мнение. Несмотря на все заявленные и проведённые акции нет информации о достижении хоть какого-то успеха в деле отстаивания своих интересов. Даже получив личный автомобиль, водитель продолжит конкурировать с другими таксистами, цены на услуги которых формирует агрегатор. И таксист-автомобилист проиграет эту конкуренцию либо в форме прямого отсутствия выручки, либо в отношении разрушения своего автомобиля в ходе его нещадной эксплуатации. Успех же борьбы за достойные условия труда и справедливое распределение материальных благ в обществе лежит в русле борьбы за социализм, за уничтожение эксплуатации человека человеком, за устранение самой возможности накопления огромных капиталов в частных руках с целью закабаления трудящихся для получения новых прибылей.