От редакции. Сегодня мы публикуем размышления активиста-практика рабочего движения, который самостоятельно приходит к выводам, сделанными основоположниками марксизма еще в Манифесте коммунистической партии. Автор зовет на путь соединения рабочего движения с научным социализмом самих активистов левых политических партий. Получается, что не партии несут знания теории в рабочее движение, а практика пришла к необходимости этих знаний и взывает: ау, вы где, товарищи коммунисты? Почему вы не объяснили то, что установлено теорией: в любом классовом обществе господствующей идеологией является идеология господствующего класса. При капитализме – буржуазная. Но революция начинает созревать прежде всего в головах людей. А когда идеи овладевают массами, они становятся материальной силой. На это работают коммунисты – вносят знания науки коммунизма в рабочее движение. Конечно, не сразу идеям поверят и возьмут на вооружение. Какое-то время успехом является не какой-то конкретный результат, а собственное расширение рабочего движения и понимания сути борьбы. Борьба начинается с малого – с борьбы за кусок хлеба и за рабочее место, то есть с экономической борьбы, но у борющихся быстро приходит понимание, что без политической составляющей на успех рассчитывать не приходится. Теоретические знания должны разъяснить: куда зовем и что строим. Научатся люди бороться за малое, пойдут и дальше — в борьбу политическую, за будущее. Почему все это не разъяснили до сих пор коммунисты? Думается потому, что пока они существуют отдельно от рабочего движения. Многие ударились в выборы и надеются в парламентах решить вопросы для рабочих и за рабочих. Так не бывает. Ленин ставил задачу пробудить человека в коняге, а не просто задать больше корма. Только собственной борьбой может быть улучшено жизненное положение. Поэтому главным рецептом для коммунистов остается ленинское указание: слиться с повседневной жизнью масс.
«Рабочее движение» в сегодняшней России как идея существует, в основном, только в головах левых политических активистов. У современных российских трудящихся в головах совершенно иные идеи, отличные от представлений большинства левых активистов. С этим надо что-то делать. Ценности, которые, по привычке, приписываются трудящимся, для большинства трудящихся никакой ценности уже не представляют. Они давно замещены другими ценностями. А то что транслируется большинством левых активистов является кастрированным воспоминанием о прошлом. Кастрированное большой ценностью уже не является. С этим тоже надо что-то делать. На сегодня надо признать, что сопротивление российскому капитализму со стороны российских трудящихся минимально. Представители капиталистов в лице действующей государственной власти, всё более урезают социальные гарантии (пенсионные реформы, реформы здравоохранения и образования), всё откровеннее и наглее пресекают любые возможности для реализации действительных интересов трудящихся. Разобщённое, одноразовое, очаговое сопротивление доведённых до отчаяния работников, чаще всего обусловленное существенной задержкой выплаты заработной платы, не является и не может быть определено как то, что в советских учебниках описывалось как грозная антикапиталистическая сила — рабочее движение. Это не отпор капитализму – это какое-то поскуливание от боли и почти что согласие с его «людоедской сущностью». И с этим тоже надо что-то делать.
На сегодня следует признать, что капитализм в России больше, чем просто капитализм – это политическая, культурная и идеологическая власть. Капитализм сегодня как раковая опухоль проник в головы российских трудящихся и своим воздействием способствует извращённому восприятию реальности и определению «нормальности». Задача номер один – выковырять из головного мозга российского трудящегося капитализм. Это возможно только одним способом – вовлечением его в реализацию альтернативного капитализму мироустройства. Это предполагает, по меньшей мере, что есть наличие собственной, отличной от осуществляющейся в современном российском капиталистическом обществе, культурно-политической парадигмы у тех, кто ставит перед собой подобную задачу. Но сейчас, к сожалению, ничего подобного нет у подавляющего большинства российских левых политических сект, группировок, коалиций, объединений, профсоюзов, да и партий тоже.
Рабочие горнорудного предприятия компании «Русский вольфрам» в Приморье провели митинг с требованием выплатить задолженность по зарплате, которая превысила 9 миллионов рублей. Поселок Светлогорье. Максим Саенко/РИА Новости
Есть ли рабочее движение в России? Несомненно, есть! Какое оно? «Нормальное» — пропутинское, прокапиталистическое, пока только огрызающееся. И что с этим делать? Огрызаться сильнее, огрызаться осмысленнее, огрызаться, организовываясь вместе. Переходить в наступление. Побеждать!
Петр Принев