Чего боится начальство шинного завода?
От редакции: в этой рубрике мы публикуем письма, которые были присланы читателями. Правки наших редакторов минимальны, стиль сохраняется авторский
5 мая 2017 года, к центральной проходной ОШЗ (ПАО «Омскшина»), прибыли сотрудники полиции, и задержали троих членов профсоюза МПРА, которые раздавали профсоюзную газету. Как поделились с задержанными полицейские, их вызвали сотрудники службы безопасности шинного завода, нажав тревожную кнопку. МПРА в Омске распространяет газеты на заводах города с 2015 года – случаев вызова полиции не было ни разу. По какой причине охрана «шинника» так отреагировала – наверняка не известно. Очевидно одно – сотрудникам безопасности такое указание дал кто-то из начальства завода. Вот только чего боится администрация предприятия? Здесь нужно подумать. В газете, которую раздавали активисты профсоюза, не было ни слова об ОШЗ. Вряд ли начальство могла сильно побеспокоить статья о проблемах 105 цеха АО «Омсктрансмаш» или статья столетней давности из рубрики «Уроки истории». Да и третья статья газеты «Уголовная ответственность за невыплату зарплаты» не подходит на эту роль, ведь на предприятии и зарплата, и аванс выдаются чётко и в срок. А задержек не было уже очень давно, последние были разве что во времена дефолта, да и то не существенные. Так чего боится администрация? А бояться есть чего. Боится, возможно, того, что рабочие, почитав газету, поймут – с произволом начальства можно и нужно бороться. Если на других заводах Омска могут отстаивать свои интересы, почему мы не можем? Как пример произвола можно привести факты нарушения техники безопасности. Во многих цехах на устаревшем оборудовании просто не получается уже работать без нарушений. На некоторых станках отсутствуют кнопки или тросы аварийной остановки. Их просто нет! Электрик, который придёт по вызову с жалобой на отсутствие или поломку аварийной кнопки скажет: «Чтобы её заменить, нужна другая, а на складе запасных нет!». А ещё бывает так, что механизм настолько старый и запущенный, что чинить уже просто нечего. Работайте, как есть. Бывает, что работников заставляют десятки раз за смену снимать и поднимать шины весом от 15 до 80 кг! Просто из-за того, что другого способа снять с конвейера и повесить на него элементарно нет на предприятии. Хотя согласно письма Минтруда России от 22.06.2016 №15–2/ООГ–2247 «О работах, связанных с подъёмом и перемещением тяжестей» установлены предельно допустимые нормы разового подъёма (без перемещения) тяжестей:
- при чередовании с другой работой (до двух раз в час): мужчинами – до 30 кг; женщинами – до 10 кг;
- постоянно в течение рабочей смены: мужчинами – до 15 кг; женщинами – до 7 кг.
XXI век на дворе, на всех прогрессивных предприятиях стараются облегчить труд и повысить его производительность, внедряя автоматизацию, а где-то уже и робототехнику, на ОШЗ же наоборот – максимально усложняют труд своих работников. Везде и всюду ручной труд, который нераздельно связан с опасностью. Иной раз за мгновение тебе может оторвать любую конечность, или даже голову. Как это произошло в прошлом году с учеником, который отработал на предприятии меньше месяца. Его оставили одного, без какого либо присмотра, за одним из самых опасных станков – станке вальцевания. Станок представляет из себя два огромных вала, вращающихся навстречу друг другу, заматывая резину в зазор между валами. Туда и попала рука ученика. В результате – потеря руки полностью, от кисти до плеча. И множество других травм. К счастью мужчина, которому всего 42 года, остался жив. Но инвалидом. Дальнейшая его судьба неизвестна. Известно лишь, что завод оплатил его лечение. Но оторванную руку не вылечить. Рабочим «шинника» до сих пор неизвестно, понёс ли кто-нибудь наказание за это происшествие? Ведь примеров, когда человек начинал полноценно работать с самого первого дня, без какого-либо присмотра, масса! Просто потому что некому работать. На заводе большая текучка. Труд тяжёлый, а платят не так много. Выдерживают далеко не все, а те, кто держится, имеют всё больше и больше вопросов к начальству. А газета как раз могла бы помочь их задать. Также нарушение техники безопасности заключается в том, что многие цеха в аварийном состоянии. В некоторых капитальный ремонта никто не делал с Советских времен! Два года назад в 54 корпусе обвалилась крыша! Чудом обошлось без травм и жертв. Этот тревожный звонок услышан не был, и толкового ремонта в 54-м не было до сих пор. Чего ждём? Пока кого-нибудь убьёт? Зимой холодно, дует из окон, которые просто обивают полиэтиленом. Большая часть отопительных приборов не работает, и ремонтировать их нечем: элементарно нет запасных частей. Отопление очень слабое. Людям, чтобы пообедать, нужно надевать шапки и фуфайки – без них замерзнешь. Летом картина противоположная – в цехах жарко, душно, в некоторых просто нечем дышать. Вытяжки, которые должны высасывать вредные пары бензина, талька, силикона и прочих химикатов, не работают. Люди просто травятся по восемь часов каждый день. И до этого никому нет дела. В общем, написать о проблемах завода можно ещё много. Но нужно подвести итог. Бояться администрации ПАО «Омскшина» определённо есть чего. Администрация боится организованного сопротивления рабочих. Иначе не объяснить, зачем вызывать полицию против абсолютно мирно настроенных людей, которые действуют в рамках закона (Конституция РФ, статья 30 «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов…»), и просто пытаются с помощью газеты просвещать других. Ну, как известно, на воре и шапка горит.
Рабочий ОШЗ с 14-летним стажем.