На связи PMTV Channel. Как и всегда, сегодня мы попробуем посмотреть на современную реальность через призму подходящих моменту песен, которые, как мы помним, иногда пишутся не просто так.
Начать хочется с прямолинейного рок-боевика “Free” американской группы Powerman 5000. В своей песне 2003-го года, пользуясь, как обычно, простым и понятным языком, PM5k поделились своим пониманием опасности свободы, лишенной знаний и вектора:
Такая свободная жизнь – это трагедия,Если не можешь быть, кем хочешь.Такая свободная жизнь – это трагедия,Если не видишь, что тебе нужно видеть.
Описанное в тесте очень напоминает работу Эриха Фромма “Бегство от свободы”. А именно, ту ее часть с концепцией двух свобод “свободы от” и “свободы для”, где без последней, то есть, свободы осознанной, дающей перспективу и понимание пути, невозможна нормальная жизнь, жизнь, не напоминавшая бы трагедию.
Быть свободным – это трагедия,Если не знаешь себя.Быть свободным – это трагедия,Если не знаешь, кто ты такой.
Вот уж действительно, если понятия не имеешь, что (или кто) заставляет тебя хотеть свободы, зачем она, что ты с ней будешь делать и вообще, кто ты сам такой, то жди беды, наивно веря, что все свои решения ты делаешь сам, просто потому, что ты такой умный и разумный индивид:
Желая, надеясь и думая, что это тыВсе держишь под контролем,Ты не замечаешь, что ни минуты не проходитБез постороннего участия в твоей судьбе.
Это мы все к чему? А к тому, что лозунги с призывами к свободе, к честным выборам или там к сменяемости власти не рождаются сами по себе, у них всегда есть автор, вкладывающий нужные мысли в головы подогретых недовольством масс. И лучше бы перед тем, как штурмовать улицы своих городов, обмотавшись вовремя предложенными (кем-то) флагами, лишний раз подумать, откуда все это и кому в итоге будет выгодно. Ведь в угаре битвы на свободу можно не заметить, что добиваешься ее совсем не для себя. А в таком случае и до трагедии недалеко.
Совсем недавно сын президента Бразилии Жаира Болсанару Эдуарду заявил, что в стране необходимо запретить коммунистическую символику. Эту необходимость он объяснил миллионами жертв коммунистических режимов по всему миру и что, мол, такого больше не должно повториться.
Любопытный факт номер один: это сказал сын человека, открыто восхваляющего военную диктатуру Бразилии 64-85 годов с ее пытками и казнями по политическим делам и такой прелестью как эскадроны смерти. (Хотя ведь главное – что не коммунисты, так ведь?)
Любопытный факт номер два: описывая злодеяния коммунистов, сын бразильского президента опубликовал фотографию голодающих бенгальцев под видом украинских жертв “голодомора”. Тот неловкий момент, когда исторический миф встретился с наглым подлогом.
Ну и любопытный факт номер три: запретить Эдуарду Болсанару хочет не только коммунистическую, но и нацистскую символику, разумеется, как все современные правые, ставя обе идеологии в один ряд. Такой финт ушами напоминает строчку из трека одного бразильского рэпера. Называется он “Мой сын будет болсонаристом” («Meu Filho Vai Ser Bolsonarista») и это что-то вроде отцовской программы по воспитанию крайне правого бразильца.
Помимо прочего есть в тексте и такие слова: “И скажу, что нацизм на самом деле левый”. Как мы уже говорили, это один из любимейших трюков современных правых. Они без всякого стеснения и вразумительных доводов называют нацизм левой идеологией, Гитлера – леваком и таким образом будто бы получают карт-бланш для дальнейшей пропаганды правых идей всех форм и оттенков.
Ведь весь ужас двадцатого века – это дела рук леваков типа Сталина и Гитлера, а они, правые, совсем другие, белые и пушистые. И если они однажды (как эти мерзкие леваки) начнут убивать людей, а они начнут, все это будет, угадали: совсем другое.
Но что-то мы очень долго говорим о праваках. Хватит! Оставим и клан Болсонару, чтобы вспомнить о по-настоящему достойных сынах Бразилии – треш-метал-группе Sepultura.
Один из наших постоянных зрителей недавно напомнил нам, что у этих ветеранов металла хватает правильных песен, как, например, “Biotech is Godzilla”, текст к которой написал не кто-то там, а сам Джелло Биафра, фронтмен легендарных Dead Kennedys.
Саммит в Рио 92-го года,Улицы очистили от бродяг,Которых убрали с глаз долой.“Чтобы спасти Землю”,Встретились наши лидеры,Хотя у некоторых были другие планы.
Песня была вдохновлена действительно прошедшим в Рио де Жанейро экологическим саммитом, ради которого улицы, скажем прямо, не самой богатой страны, были в буквальном смысле очищены от множества бродяг. Ну вы понимаете, чтобы вид полуголодных бедолаг не смущал высоких гостей. Люди ведь приехали серьезные вопросы обсуждать, а тут какие-то голодранцы кругом. Непорядок.
Но ближе к делу. Текст – это результат предположений Биафры о том, что сильные мира сего в лице лидеров стран и глав транснациональных корпораций на самом деле стоят не только за очевидным разорением планеты и экологическими катастрофами, но и за эпидемиями, в том числе, искусственно созданными:
За бешеные деньгиВ лабораториях стряпают мутации.Новая еда и лекарства?Новые микробы и катастрофы!Вот как в Кубатао,Самом загрязненном городе мира.От воздуха плавится лицо,Кругом обезображенные дети.
Наука находится не в тех руках – главная мысль песни. То, что должно спасать жизни и делать мир лучше, сегодня наоборот подвергает миллионы землян смертельной опасности, действуя лишь в интересах гигантских размеров бизнеса:
Кровожадным корпорациям плевать,Когда от их продуктов погибают толпы.
(Но мы-то с вами и с семьей Болсонару знаем, что все могло быть куда хуже – у руля могли стоять коммунисты, да?)
В августе в столице Германии почти сорок тысяч человек вышли на улицы, чтобы выразить мирный протест против мер по борьбе с коронавирусом. Протестующие назвали свой марш “Днем Свободы”. И все могло бы пройти вполне чинно-благородно, если бы не сотня-другая крайне-правых горячих голов, устроивших беспорядки в непосредственной близости от многострадального Рейхстага в своей отчаянной попытке доказать, что никакого COVID-19 нет.
Так и вспоминается рефрен из одноименной песни немецкого синт-поп-проекта And One “Боже, как непросто жить в Германии”.
Синт-поп-звезды европейского разлива или “немецкие Depeche Mode”, как можно увидеть иногда в сети, написали свою песню в далеком 1993-м году в качестве своего понимания не самого простого и однозначного процесса объединения двух Германий:
Старые порядки надо было менять,Это понимали мы все.И вот нас в два раза больше,Но мы по-прежнему малы.Теперь нам приходится делитьсяЗдесь в Германии.
В песне вспоминается крах социалистического режима на востоке Германии в строчке о “сломленном Ленине” (Lenin broke down) и, судя по всему, о росте ультра-правых настроений в словах о “проснувшихся скинах” (when skins woke up). “Клубы закрываются, впереди – драки”, — подытоживает автор.
Иронично, что двадцать семь лет спустя основательно подзабытые And One и в частности их лидер Стив Нагави стали героями малоприятной истории. Твиттер-аккаунт группы вдруг начал публиковать посты и комментарии правого толка с критикой ВОЗ и отдельных представителей организации, нападками на Грету Тунберг, обвинениями Меркель как самого большого предателя Германии за всю историю страны и пожеланиями американского военного вторжения с Трампом в виде спасителя нации. Причиной всему – направленная на борьбу с будто бы несуществующей пандемией КОВИД-19 политика Германии.
Позже участники проекта заявили, что аккаунт стал жертвой хакерской атаки, и ничего из опубликованного не имело никакого отношения к музыкантам. Но есть те, кто до сих пор считает, что это лишь неубедительная отговорка и предположительный автор скандальных постов, вокалист And One (кстати, иранского происхождения) Стив Нагави — на самом деле помешанный на теориях заговора, обожающий Трампа ковидиот.
C вами был канал правильной музыки PMTV. Спасибо за внимание, будьте в порядке и помните, что песни пишутся не просто так.