Британские рабочие и служащие 1-го февраля встают на защиту своего права на забастовки

Британский парламент успешно проводит одно чтение нового антизабастовочного законодательства за другим. Это законодательство представляет собой прямую атаку на трудящихся и профсоюзы, которые их объединяют.

Железнодорожники на пикете ASLEF у вокзала Юстон, Лондон, январь 2023 года/ Henry Nicholls/Reuters
Железнодорожники на пикете ASLEF у вокзала Юстон, Лондон, январь 2023 года/ Henry Nicholls/Reuters

Основное ограничение, которое серьёзно затруднит ведение борьбы путём организации забастовок, заключается во внедрении «минимального уровня обслуживания» в ключевых секторах, включая здравоохранение, образование, транспорт, пограничную службу. Руководствуясь этим законодательством, работодатели получат возможность подавать на профсоюзы в суд за проведение забастовок.

Хотя в Великобритании и не существует отдельно зафиксированного права на забастовку, работники, принимающие участие в ней, имеют определённую законную защиту. Данное законодательство лишает их и такой защиты, так как в случае отказа члена профсоюза от работы по причине участия в забастовке работодатель имеет полное право принудить работника выйти на рабочее место под угрозой увольнения.

Профсоюзные организации, которые и так сталкивались с жёсткими требованиями со стороны закона для организации правомерных забастовок, будут испытывать ещё большие трудности, потому что теперь невыполнение требования по «минимальному уровню обслуживания» превратит забастовку в незаконное мероприятие. Более того, правительство объявило об увеличении размера ущерба, который может быть компенсирован работодателю в ходе судебного разбирательства по «незаконным» забастовкам.

Неясно также, были ли окончательно отменены другие рассматриваемые реформы «для решения профсоюзного вопроса», среди которых и увеличение периода уведомления о планируемой забастовке с двух до четырёх недель, и повышение порогового количества голосов для принятия решения о проведении забастовки с 40% до 50% работников с правом голоса, и ограничение мандата на голосование только одной забастовочной акцией.

Профсоюзное движение Великобритании восприняло эту атаку правительства и на без того довольно ограниченное право на забастовку крайне негативно.

Логотип Trade Union Congress

Конгресс профсоюзов (Trade Union Congress, TUC) объявил 1 февраля общенациональным днём «защиты права на забастовку». Такое заключение последовало после встречи лидеров профсоюзов, прошедшей 10 января 2023 года. Конгресс будет и дальше вести борьбу против антизабастовочного законодательства, которое вводит нынешнее правительство партии Консерваторов.

Глава TUC Пол Новак утверждает:

«Право на забастовку является одним из ключевых прав британского народа, а правительство притесняет его средь бела дня. Эти новые драконовские ограничения ещё больше нарушат баланс сил в пользу работодателей, что значительно усложнит борьбу работников за повышение зарплат и улучшение условий работы».

На призыв Конгресса ответили многие профсоюзы, в том числе профсоюзы работников транспорта ASLEF (Associated Society of Locomotive Engineers and Firemen) и RMT (National Union of Rail, Maritime and Transport Workers). Работники четырнадцати железнодорожных компаний организованно проведут забастовки 1-го и 3-го февраля не только для борьбы с введением антизабастовочного законодательства, но и в связи с тем, что их требования по увеличению зарплат и улучшению условий труда так и не были удовлетворены, несмотря на многочисленные трёхсторонние переговоры с их непосредственными работодателями и представителями правительственных органов.

К забастовкам железнодорожников присоединятся и работники сферы образования — как высшего, так и школьного.

Cотрудники университетов объявят забастовку 1 февраля
Сотрудники университетов объявят забастовку 1 февраля

Члены профсоюза UCU (University and College Union) продолжают бороться за достойные зарплаты на фоне «кризиса стоимости жизни», повышение размера пенсий и заключение более защищённых трудовых договоров вместо тех, что распространены в образовательном секторе сейчас (срочные договоры, договоры на неполный рабочий день, «договоры на ноль часов» [Zero-hour contract – тип трудового договора, не фиксирующий количество рабочих часов, которое наёмный работник должен отработать, а также не регламентирующий время работы. Очень распространён в Великобритании. – прим. ред.]).

Генеральный секретарь профсоюза Джо Грейди заявила:

«Университетский сектор Великобритании имеет более 40 миллиардов фунтов в резервах. Но администрации университетов вместо того, чтобы повысить зарплаты сотрудников и прекратить сокращение их пенсий, используя эти огромные суммы, вынуждают работников проводить забастовки и останавливать работу кампусов».

1-е февраля для университетов Великобритании станет первым днём волны забастовок – на днях профсоюз объявил о проведении ещё 17-ти забастовок в секторе в течение всего учебного семестра (вплоть до конца марта).

Профсоюз NEU (National Education Union), объединяющий тысячи работников начального, среднего и дополнительного образования, также присоединится к акциям 1-го февраля, что затронет работу 23400 школ в Англии и Уэльсе. В течение февраля и марта профсоюз собирается провести ещё шесть акций.

Генеральные секретари профсоюза Мэри Боустед и Кевин Кортни отмечают:

«Мы постоянно выражали свою озабоченность сменявшим друг друга министрам образования по поводу размера зарплат учителей и вспомогательного персонала и их финансирования в школах и колледжах, но вместо того, чтобы попытаться решить эту проблему, они сидели сложа руки. Досадно, что правительство предпочитает говорить об ещё более суровом антизабастовочном законодательстве, а не работать с нами над устранением причин забастовок».

Они добавили, что целью их борьбы сейчас является не повышение размера оплаты труда, а отмена существенных сокращений зарплаты в её реальном выражении.

«С 2010 года учителя потеряли 23% дохода в реальном выражении, а вспомогательный персонал – 27% за тот же период. Среднее повышение зарплаты учителей на 5% в этом году отстает от инфляции примерно на 7%. В условиях кризиса стоимости жизни это неустойчивая ситуация», – заявили руководители профсоюза.

Ещё один профсоюз – PCS (Public and Commercial Service Union) – также организует забастовку в первый день февраля.

Акция протеста, организованная профсоюзом PCS/ Архивное фото

Как утверждает профсоюз, эта забастовка станет крупнейшим протестом государственных служащих за последние годы, что говорит о значительном росте рабочего движения после прошедшего месяца забастовок. Поскольку «кризис стоимости жизни» усугубляется, а инфляция уже составляет почти 11%, члены профсоюза заявляют, что больше не могут мириться с подобным к себе отношением. Работники требуют повысить размер зарплат на 10%, обеспечить справедливые пенсионные выплаты и гарантию занятости, а также не снижать срок выдачи уведомления о сокращении.

Забастовка, по заверениям профсоюза, – это крайняя мера, к которой сотрудников вынудили обратиться, так как до сих пор правительство отказывалось обсуждать вышеупомянутые требования. Забастовка ста тысяч членов PCS должна усилить давление на правительство и глав отдельных госструктур, будь то пограничная служба (Border Force), дорожное управление (National Highways) или агентство сельских платежей (Rural Payments Agency).