После четырёхлетней кампании профсоюза RMT мэр Лондона Садик Хан объявил, что Transport for London (TfL) профинансирует бесплатный проезд внештатным сотрудникам с низкой зарплатой (низкая заработная плата в Великобритании — 60% от национальной медианной оплаты труда в £10,42 в час. — Прим. ред.). Такой льготой уже пользуются штатные работники сети.
Но за это сотрудникам придётся заплатить увеличением объёма работы, что сводит экономию на проезде на «нет».
«ABM Industries (американская компания, заключившая подряд на уборку лондонского метро) одной рукой дает, а другой забирает, — говорит Колапо Аде, один из внештатных сотрудников TfL. — Они используют проездной для персонала, чтобы наказывать людей. Субподряд — не что иное, как современное рабство».
Бесплатный проезд должен был улучшить баланс количества работы между сотрудниками TfL и подрядчиками. Однако уборщики утверждают, что компания ABM, получившая в 2022 году прибыль в размере 348,8 млн долларов, использовала проездной как оружие принуждения и увеличила количество станций и объем работ. По словам Колапо, уборщики, ранее отвечавшие за уборку одной или двух станций, теперь должны обслуживать за те же семь часов три — четыре станции.
Такая интенсивность работы приводит к перегрузке уборщиков. Им приходится уходить на больничные из-за болей во всём теле. При этом, АВМ не нанимает дополнительных сотрудников, чтобы закрыть пустующие смены, а перераспределяет работу между уже имеющимися. Уборщики ABM имеют право только на оплату больничного листа в размере £109,4 в неделю.
Проездной билет предоставляется только тем работникам, чья зарплата превышает прожиточный минимум Лондона (£11,95 в час) не более, чем на 10%, и занятым в ABM в течение 100% рабочего времени. Таким образом отсекаются сотрудники, имеющие вторую работу.
Работников, отказавшихся переводиться на новые станции, отправляют в бессрочный отпуск. Остаться на прежних станциях можно на конкурсной основе. В рамках этого «соревнования» оцениваются посещаемость, больничные и показания устройства фиксирования времени входа — выхода. ABM подводит итоги и решает, кто выиграл, а кто потерял свое место. Проигравший отправится в бессрочный отпуск, а победитель будет выполнять дополнительные работы. Компания это делает, чтобы стравливать работников между собой.
ABM не удалось договориться об этих изменениях с RMT, который представляет интересы уборщиков и имеет коллективный договор с компанией. В июне генеральный секретарь RMT Мик Линч направил в ABM письмо, в котором потребовал «немедленно прекратить переводить работников на другие станции». При этом нагрузка на уборщиков продолжает расти.
Эксплуатировать рабочих АВМ помогает и так называемый «Проект Бережливость». Руководство АВМ уверяет, что это проект TfL, а TfL, в свою очередь, сообщает, что впервые слышит об этой разработке.
В 2017 году TfL заключила с ABM пятилетний контракт на уборку лондонского метрополитена, а в марте продлила его на три года. Хотя TfL отказалась опубликовать копию отчета, обосновывающего продление контракта, документ, опубликованный финансовым комитетом TfL, даёт представление о стремлении ABM сократить расходы. В документе говорится, что продление контракта «предусматривает значительное сокращение расходов по сравнению с первоначальным контрактом», которое будет достигнуто за счет «более радикального подхода к экономии».
Экономию обещают достигнуть за счёт «внедрения «бережливой» практики, применяемой к процессу и оказанию клининговых услуг и повышения эффективности использования ресурсов». Но сотрудники отлично понимают, что «Проект Бережливость» — лишь эвфемизм для оправдания большего количества обязанностей и участков.
Глен Харт, региональный органайзер RMT, сказал: «Внедрение компанией ABM методов бережливого производства вызывает опасения относительно возможной эксплуатации работников и обнажает недостатки, присущие субподряду. Такие схемы позволяют TfL и мэру Лондона ставить во главу угла прибыль, замалчивая конкретные проблемы, связанные с трудом».
Источник