Бангладеш является одной из самых бедных стран в мире. Индустриализация страны за последние 20 лет имела слабые темпы, и даже на момент 2023 года в стране главную экономическую роль играют аграрный сектор и лёгкая, прежде всего швейная, промышленность. Дешевая рабочая сила и многолетнее государственное давление на права трудящихся привлекает сотни иностранных брендов на фабрики Бангладеш, которые хоть и осуждают такое положение, но одновременно с этим заявляют о «несвоевременности повышения зарплат».
В октябре 2023 года в стране вновь вспыхнуло народное недовольство: работники швейных фабрик вместе с профсоюзами, включая Профсоюзный центр работников швейной промышленности (Garment Workers Trade Union Centre, GWTUC), проводили крупную забастовку, устраивали демонстрации, которые полиция разгоняла резиновыми пулями и слезоточивым газом. Рабочие требовали повышения оплаты труда в швейной промышленности, улучшения условий труда, освобождения политических заключённых. Тем не менее, правительство решило, что не станет удовлетворять всех требований работников, и c 1 декабря прошлого года повысило размер минимальной месячной зарплаты с 73 до 113 долларов, вместо 230 долларов, которые требовали рабочие. Естественно, работники и профсоюз подвергли это незначительное увеличение резкой критике, так как оно не покрывает даже инфляцию, не говоря уже о реальном необходимом минимуме.
Борьба за удовлетворение этого и других требований работников швейной промышленности всё ещё ведётся, хотя и не в такой активной форме, как на пике протестов в октябре и ноябре прошлого года. С декабря она происходит на фоне обострившейся политической ситуации и прошедших в январе общенациональных «демократических» выборов. «Демократичность» же выборов была обеспечена руками свыше 180 тысяч военных и около 50 тысяч полицейских. Партия «Авами Лиг» (Народная Лига — Прим. пер.), четвёртый срок подряд формирующая подавляющее большинство в правительстве, держит страну в ежовых рукавицах. Шейх Хасина была переизбрана на пост главы правительства уже в пятый раз. Хасина и её партия откровенно поддерживают национализм, исламизм, диктатуру и положение страны в качестве марионетки более развитых капиталистических стран, что выгодно владельцам швейных фабрик — будь они официально гражданами самой Бангладеш или же более развитых капиталистических стран.
Общемировая обстановка даёт чёткий ответ на то, как, казалось бы, столь не популярная в народе, но одновременно самая массовая и успешная партия до сих пор находится у власти лишь при 40-процентной явке.
Капиталы в первую очередь таких стран, как Россия и Китай, нацелены на поддержание экономического сотрудничества с Бангладеш ради использования этой страны в качестве антизападного оплота в своей политике. Так, например, Россия в октябре прошлого года поставила уран для первой атомной электростанции «Руппур» в Бангладеш, которая с 2015 года строится корпорацией Росатом и должна быть запущена в наступившем году. Китай, в свою очередь, наращивает торговый оборот с этой страной и заявляет о полной поддержке курса правящей «Народной Лиги».
В то же время правительства США и западно-европейских стран заявляют о недемократических выборах в Бангладеш, фальсификациях голосов и авторитарном режиме. Разумеется, они лишь хотят, чтобы Бангладеш не переориентировался окончательно на Китай и Россию. Однако те же США имеют огромный рычаг влияния на эту страну, ведь более 80% экспорта швейной промышленности уходят именно в Америку. Как уже было сказано, швейная промышленность — одна из главных отраслей в этой маленькой южно-азиатской стране.
Что же остается делать рабочим? Разумеется, продолжать наращивать борьбу, укреплять свои позиции в обществе, бороться против правящего класса буржуазии, который с помощью государства эксплуатирует местных трудящихся ради «сохранения благоприятного инвестиционного климата».
Мы продолжим следить за ситуацией в Бангладеш и желаем местным трудящимся успехов в этом нелёгком деле.