От редакции. Все мы помним недавнюю забастовку железнодорожников в США. Запомнилась она своими масштабами и принципиальностью рабочих. Кончилась забастовка, однако, так же быстро, как и началась. Как так получилось? Об этом пойдет речь в настоящей статье.
«Работая вместе, мы смогли уберечь страну от рождественской катастрофы в магазинах, сообществах и на рабочих местах», – заявил Президент Джо Байден в четверг, после того как Палата представителей США и Сенат выполнили его требование и остановили надвигающуюся забастовку железнодорожных работников.
Не получив лишь одного голоса «Команды», Конгресс принял законопроект, обязующий семь крупнейших железнодорожных компаний ввести контракт для работников. Сотрудники больше не смогут (юридически) продолжать забастовку после практически года бесплодных переговоров о трудовых договорах с руководством железных дорог.
Президентская платформа Байдена во многом основана на поддержке профсоюзов. Однако, большинство предвыборных обещаний, данных трудящимся, таких как улучшение жилищных условий и списание студенческих долгов, он не выполнил. Оставалась надежда, что он выполнит одно из немногих оставшихся обещаний – защитит работников от уничтожения профсоюзов. С другой стороны, Прогрессивное собрание Конгресса, члены которого называют себя «демократическими социалистами», выступали союзниками основных реформистских позиций: повышение размера минимальной зарплаты, всеобщая медицинская помощь и право работников на объединение в профсоюз. Однако, понемногу, эти направления борьбы сошли на нет и Прогрессивное собрание Конгресса подчинилось руководству Демократической партии.
На этой неделе представилась прекрасная возможность для Демократической партии и, особенно, для Прогрессивного собрания, выполнить обязательства перед работниками, но они решили этого не делать.
Железная дорога – пятая по прибыли отрасль Америки. В прошлом году железнодорожный сектор объявил о рекордных прибылях в 27 миллиардов долларов. При этом, крупнейшие акционеры получили 146 миллиардов долларов в виде выкупленных акций и дивидендов, а высшее руководство удвоило свои зарплаты. Тупик в переговорах был вызван, в частности, нежеланием железнодорожных компаний предоставить работникам ни одного дня оплачиваемого больничного. Эта несговорчивость частично вызвала недавнее массовые сокращения: в последние шесть лет железнодорожные компании сократили около 30% работников, что привело к рекордным прибылям, но рабочие графики для сотрудников превратились в ад.
Последнее предварительное соглашение указывало на право работников на один оплачиваемый «отгул», при этом, без оплачиваемых больничных, а также на отмену некоторых дисциплинарных взысканий за пропущенное рабочее время при получении скорой медицинской помощи. После отказа принять это соглашение, 12 профсоюзов начали готовиться к общенациональной забастовке. В понедельник, Президент Байден (на одном дыхании описывая себя как «президента, гордо стоящего на стороне человека труда») призвал Конгресс остановить забастовку и принудительно ввести ранее отклонённое предварительное соглашение, во избежание экономической катастрофы прямо накануне праздников (забастовка стоила бы экономике почти 2 миллиарда долларов в день).
Нет сомнений, что Байден, чей президентский срок уже отмечен высокой инфляцией, был крайне заинтересован предотвратить еще более глубокий кризис цепочки поставок, для чего и заблокировал забастовку железнодорожников. Но та легкость, с которой он пошел навстречу интересам частного капитала в его готовности сорвать намечающуюся забастовку, срывает с Байдена маску «профсоюзного парня».
31 октября Джо Крафт, президент энергетической компании Alliance Resource Partners, отметил во время телефонного разговора с инвесторами: «Мы все еще верим, что федеральное правительство сделает все необходимое, чтобы предотвратить серьезные сбои экономики из-за забастовки железнодорожников».
Торговая палата США уже призывала Байдена вмешаться, чтобы предотвратить потенциальную забастовку еще в июле, а 28 октября коалиция из 322 бизнес-групп призвала президента остановить готовящуюся забастовку, говоря о её разрушительных последствиях для бизнеса. Хью Сойер, казначей «Железнодорожников Юнайтед» выразил разочарование от имени рабочих, сказав о Байдене:
«У него была возможность доказать миллионам, что он – выходец из сочувствующих работникам политиков. Достаточно было попросить Конгресс принять закон, который положил бы конец угрозе национальной забастовки на более выгодных для рабочих условиях. К сожалению, он не смог себя заставить выступить в защиту жалкой горстки больничных дней. И демократы, и республиканцы – пешки большого бизнеса и корпораций».
Если бы Прогрессивное собрание считало, что у работников есть право на “достоинство и уважение”, они бы отклонили этот законопроект, а не лишали бы сотрудников их законного права останавливать работу из-за несправедливого договора. Рабочее движение нескоро забудет это предательство, которое должно разрушить последнюю веру в Демократическую партию и позволить настоящему рабочему движению развернуться и набрать обороты.
Натали Браунписательница и исследователь из Виннипега
Источник