Работники Московского физико-технического института требуют повышения зарплат
Знаменитый Московский физико-технический институт (МФТИ, он же Физтех) оказался в центре скандала: преподаватели требуют повышения зарплат, более прозрачного распределения средств и улучшения инфраструктуры. Они уже начали сбор подписей под требованиями, которые хотят в декабре внести в новый коллективный договор. По их словам, в погоне за рейтингами, на которые тратятся миллионы, вуз совершенно забыл о преподавателях, которые читают лекции в неотапливаемых аудиториях и получают меньше дворников. В том, почему элитный российский вуз оказался в такой ситуации и какие требования выдвигают преподаватели, разбирался Александр Литой.
Предыстория
После того как Владимир Путин издал указ о росте зарплат врачам и учителям в обеих сферах началось бурление. Врачи стали выходить на массовые митинги из-за масштабного сокращения штатов (потому что никак иначе повысить зарплаты чиновники оказались не в состоянии), в вузах же масштабное сокращение пока не началось, но указы попросту не выполняются. На днях Владимир Путин заявил, что не забыл о своем обещании повысить зарплату преподавателей до уровня вдвое выше среднего по региону. Для Москвы это означает около 110 тыс. рублей. В реальности же преподаватели в Москве по-прежнему получают в среднем от 30 до 40 тысяч, что даже ниже официальной средней зарплаты по столице. Обещания Путина не выполнены ни в одном из субъектов федерации. Недовольство преподавателей также во многом вызвано неравномерностью распределения доходов. Официально средняя зарплата преподавателей в Москве – 67 тысяч рублей, но такая завышенная цифра формируется из-за включения в подсчеты доходов (зачастую заоблачных) административного руководства вузов. Годовые доходы руководства вузов иногда достигают десятков миллионов рублей, в то время как обычные преподаватели могут получать в тех же вузах и по 15-20 тысяч в месяц на полной ставке. Пока недовольство преподавателей не перешло в массовые протесты, как у врачей, однако в конкретных вузах все эти темы уже поднимаются. Среди них и знаменитый Физтех. Как так получилось, что элитный российский вуз с мировым именем оказался в центре скандала?
Погоня за рейтингом
Физтех – не только один из самых авторитетных в России технических вузов, но и участник программы «5 топ 100». Правительство выбрало 12 ведущих вузов страны и выделило им многомиллиардное финансирование с расчетом, чтобы к 2020 году все они входили в 200 самых престижных вузов в мировых рейтингах THE, QS и ARWU, а 5 из них – в сотню самых престижных. Финансирование в рамках «5 топ 100» выделяется сверх других образовательных программ и бюджетных поступлений. Деньги в рамках этой программы МФТИ стал получать в конце прошлого года, на 2013-2014 года МФТИ полагается 1,5 миллиарда рублей дополнительного финансирования. Но преподаватели разочарованы – эти вливания очень слабо сказались на инфраструктуре вуза и зарплатах. «Во многих аудиториях очень плохие доски – эта проблема не решается годами, – рассказывает профессор кафедры высшей математики МФТИ Максим Балашов, — зимой в аудиториях бывает такой холод, что по роспотребнадзоровским правилам мы должны занятия прекращать – я их и прекращал. Несколько лет назад были случаи, что в аудиториях было градусов 7, сейчас стало лучше, но в аудиториях бывает и градусов 14, например. Тоже не посидишь». «В общежитии Физтеха – всё как полагается. Тараканы, плохой ремонт, плохая сантехника», – дополняет Андрей Воскресенский, ещё один протестующий преподаватель кафедры высшей математики. «Представляете, летом я не смог сдать кровь из пальца в вузовской поликлинике! По направлению, у меня подозревали серьезное заболевание… Потому что очередь. Сказали: двадцать человек примут, а больше – нет. Пришлось идти в лабораторию Invitro напротив», – продолжает Балашов. Все эти проблемы типичны для многих российских вузов, разница в том, что у Физтеха есть деньги. Вот только на что они идут? Начато серьезное усиление ранее непрофильного для вуза биологического направления. Работы по биологии престижны для мировых рейтингов, но далеко не все преподаватели Физтеха согласны с тем, что МФТИ следует размывать свой профиль. Также в рамках программы «5 топ 100», приглашают известных иностранных ученых, но, утверждают протестующие, они скорее дают разовые научно-популярные лекции, чем работают на Физтех. Тратятся средства на аффиляции – когда реально неработающих в вузе ученых мотивируют указывать в своих статьях несколько мест работы, что повышает уровень вузов в рейтингах, но по сути является обманом. Недовольны преподаватели и тем, что в наблюдательный совет МФТИ вошел Владислав Сурков (по специальности – режиссер театральных представлений, впрочем так и не закончивший Институт культуры). Но главный раздражитель для преподавателей МФТИ – это, конечно, низкие зарплаты.
Секретарша получает больше
«Я – профессор МФТИ, веду две лекции в неделю, несколько семинаров. Мой оклад – 31 тысяча, с надбавкой – 40 тысяч. В прошлом месяце подкинули ещё 30 тысяч. Хотят – подкинут, не захотят – нет. Летом, например, я получал по 40 тысяч. По нашей кафедре средняя зарплата – 35 тысяч», – рассказывает Балашов. Бывают и зарплаты менее 30 тысяч рублей. Согласно «майским указам» Владимира Путина зарплата вузовских преподавателей должна быть вдвое выше средней по региону. МФТИ до сих пор имеет юридический адрес в Москве, участвует в московских образовательных программах. Но в 2012 году он перешел в подчинение Московской области. Руководство вуза мотивировало это решение большими возможностями для использования подмосковных земель для строительства новых зданий Физтеха. Однако если официальная средняя зарплата в Москве – колеблется в районе 55-60 тысяч рублей, то в области – 37 тысяч. Протестующие утверждают, что физтеховские оклады не дотягивают и до уровня Мособласти. При этом, по их информации, зарплаты административных сотрудников — в ректорате, у менеджеров, у секретарш – «вполне рыночные». (Управление общественных связей МФТИ не предоставило The Insider официальных данных о зарплатах в вузе).
Не отнять, но поделить
9 декабря пройдет конференция профсоюзной организации МФТИ, на которой будет заключен новый коллективный договор. Восемь преподавателей кафедры высшей математики Физтеха подготовили свои требования к ней и собирают подписи своих коллег. Они требуют внести в коллективный договор пункт о том, что зарплаты в МФТИ не могут быть ниже, чем в регионе, где зарегистрирован вуз (то есть в Москве). «Годовая заработная плата ректора МФТИ и сотрудников ректората, с учётом всех премий, надбавок и прочих выплат, не может более чем в 3 раза превосходить среднюю годовую заработную плату по профессорско-преподавательскому составу МФТИ в тот же год», – говорится в документе. (В 2013 году ректор МФТИ Николай Кудрявцевзаработал 14 млн. рублей). Кроме того – «Бухгалтерия один раз в квартал должна публиковать на сайте максимальную, минимальную и среднюю зарплаты по структурным подразделениям МФТИ без указания персональных данных». Эти требования преподаватели основывают на опыте вузов – завсегдатаев топ 100 мировых рейтингов. «Мы не Шариковы, нас не интересует то, что кто-то много получает. Но пусть и мы получаем, пропорционально этому, разумную сумму», – говорит Балашов. The Insider попросил прокомментировать ситуацию преподавателей МФТИ, не участвовавших в подготовке этих требований. Преподаватель кафедры общей физики Евгений Мейлихов говорит, что в целом доволен деятельностью ректората, но с зарплатами, действительно, есть проблемы: «Я работаю на кафедре, где большая часть сотрудников – это совместители. Год назад надо было всем повысить зарплаты в два раза. Сделано это было очень просто: те, кто работал на полставки, стали числиться на четверть ставки. Нагрузка осталась прежней. Начальство говорило: ну нет денег, мы бы и рады, только о вас и думаем», – рассказывает Мейлихов. «На Физтехе действительно крутится много денег, и преподавателям действительно мало платят, и потому они законно обижаются. Эти претензии к ректорату интересны тем, что в МФТИ ещё сохранились люди, отваживающиеся выступать против начальства. Всё то же самое, и ещё хуже, происходит во многих других вузах, но там никто ничего не говорит», – говорит профессор, попросивший дать его комментарий анонимно.