В поиске Будущего

7 апреля 2022 года исполняется 250 лет со дня рождения выдающегося французского социального мыслителя Шарля Фурье (1772 – 1837).

Фрагмент портрета Шарля Фурье. Художник Жан Франсуа Жигу, 1835
Фрагмент портрета Шарля Фурье. Художник Жан Франсуа Жигу, 1835

Направление общественно-политической мысли, к которому принадлежал Фурье, получило название «утопического социализма». Представители этого направления, жившие в капиталистическом обществе, осознавали несовершенство этого общества и искали выход из его противоречий. Они создавали умозрительные модели общества, свободного от противоречий капитализма, но о конкретных путях построения такого общества всерьез не задумывались.

Зачатки утопического социализма мы можем усмотреть в некоторых движениях античной мысли, в частности, в модели Идеального государства, предложенной Платоном. В Новое время пользовались известностью произведения Томаса Мора (1478 – 1535) и Томмазо Кампанеллы (1568 – 1639). Новый рост интереса к социалистическим утопиям начался во Франции XVIII века, когда появились такие мыслители, как Жан Мелье (1664 – 1729), Леже Мари Дешан (1716 – 1774), Гракх Бабеф (1760 – 1797), Анри Сен-Симон (1760 – 1825), Шарль Фурье, Этьен Кабе (1788 – 1854). Развивался утопический социализм и в других странах (Роберт Оуэн (1771 – 1858) (Великобритания), генерал-майор Михаил Александрович Фонвизин (1788 – 1854) (Россия), Эстабен Хосе Эчеверриа (1805 – 1851) (Аргентина), Лю Жэньхан (1885 – 1938) (Китай)). Последним выдающимся представителем утопического социализма (точнее, утопического коммунизма) был советский палеонтолог и писатель Иван Антонович Ефремов (1907 – 1972).

Фрагмент портрета И.Ефремова
Фрагмент портрета И.Ефремова

Шарль Фурье был единственным сыном богатого торговца из города Безансона. В детстве он был болезненным ребенком, правдивым и добрым, отличался мечтательностью, любил музыку и книги. Таких детей в наши дни называют «ботаниками». Мать считала Шарля будущим неудачником, а посторонние люди выражали сомнения в его психической нормальности. Проучившись несколько лет в школе, Шарль стал работать продавцом, а затем сделался владельцем небольшого магазинчика. Некоторое время он служил в революционной армии, но вскоре демобилизовался и продолжил свою коммерческую деятельность.

Уже в 1790-х у Шарля Фурье появилась склонность к составлению разного рода проектов, которые он направлял разным влиятельным лицам. Влиятельные лица неизменно отправляли эти проекты в корзину. Тогда Фурье начинает писать статьи в газеты. Эти статьи иногда публиковали.

В 1803 году Шарль Фурье пишет большую статью «Континентальный триумвират и вечный мир через 30 лет». В этой статье он предсказывает будущую войну между Францией и Россией и победу России в этой войне. А Великобритания благодаря морской блокаде, утратит статус сильной державы. Как пишет Википедия, «Наполеоновская полиция обратила внимание на эту книгу, однако оставила в покое её автора, как человека смирного и далекого от политики».

Шарлемань А.И. "Вступление русских войск в Париж в 1814 году". 1877
Шарлемань А.И. «Вступление русских войск в Париж в 1814 году». 1877

В 1800-х годах интересы Фурье сдвинулись к социально-экономическим проблемам.

Шарль Фурье считает несовершенной существующую социально-экономическую систему. По его мнению, только одна треть населения занимается реально производительным трудом. А остальные две трети на этой трети паразитируют. К паразитам Фурье относил армию, полицию, юристов, торговцев, слуг, домохозяек, преступников и т.д. И сплошь и рядом на этих паразитов изливается куда больше материальных благ, чем на участников реального производства.

Можно ли как-то избавиться от такого безобразия? «Да, можно!», – отвечал Шарль Фурье. Для этого люди должны жить большими производственными коммунами, которые Фурье назвал фаланстерами.

Устройство фаланстеров Фурье описывает очень детально, явно теряя при этом чувство меры. Но, тем не менее, некоторые мысли Фурье достаточно интересны.

Шарль Фурье видел фаланстер в виде большого дворца с центральным корпусом и двумя боковыми крыльями. В этом дворце, помимо комнат для членов коммуны, размещались мастерские, библиотеки, художественные студии и другие общественные помещения.

Проект фаланстер Фурье
Проект фаланстер Фурье

Интересна мысль Фурье о том, что жизнь в коммуне должна быть построена таким образом, чтобы удовлетворять всем потребностям человека. Он, в частности, говорил, что у людей существует потребность плести интриги. И нужно, чтобы в фаланстере эта потребность тоже удовлетворялась. Но лишь в строго определенное время. Если мне не изменяет память, с 19-30 до 20-30. То есть, после ужина и перед сном.

Важное значение имела мысль Шарля Фурье о том, что труд может доставлять человеку удовольствие сам по себе и поэтому можно в принципе обойтись и без надсмотрщика, заставляющего Человека трудиться. Вопрос о том, какой труд и при каких условиях может доставлять удовольствие, Фурье не обсуждал. Интересна и мысль о том, что людям полезно менять характер труда и что привязанность человека к строго определенной профессии – это не лучший вариант. Как с точки зрения производства, так и с точки зрения удовлетворенности человека своим трудом.

В 1822 году Шарль Фурье пишет и издает книгу «Трактат о домашней и земледельческой ассоциации» с подробным изложением своих идей. Эта книга была замечена и даже приобрела популярность. У Фурье начали появляться ученики: наиболее яркими из них был Жюст Мюирон (1787 – 1881), Виктор Консидеран (1808 – 1893) и Абель Трансон (1805 – 1876).

Фрагмент портрета Виктора Консидерана. Художник Жан Жигу. 1893
Фрагмент портрета Виктора Консидерана. Художник Жан Жигу. 1893

В 1829 году Фурье обратился к французскому правительству с предложением построить фаланстер. Ему вежливо ответили, что этот проект будет рассмотрен впоследствии. Как без труда догадываются читатели, никто не собирался рассматривать этот проект. Тем более, что в 1830 году во Франции произошла революция и Бурбонов сменил на троне немного менее реакционный Луи Филипп Орлеанский. Но и его фаланстеры не заинтересовали.

Впрочем, в 1830-х годах идеями Фурье заинтересовался политик Александр Боде-Дюлари (1792 – 1878). Он создал акционерное общество для строительства фаланстера, собрал некоторую сумму и начал строительство. Но из-за недостатка средств закончить строительство не смог.

В 1835 году румынский помещик Эмануил Бэлэчану (умер 1842) построил фаланстер для своих крестьян. Но в начале 1837 года власти этот фаланстер прикрыли, а его создателя сослали. В 1847 году построил фаланстер для своих крестьян русский помещик Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский (1821 – 1866). Вскоре крестьяне сожгли фаланстер. После чего Буташевич-Петрашевский создал тайное общество, за что вместе со своим другом Федором Михайловичем Достоевским (1821 – 1881) был приговорен к смертной казни, замененной бессрочной каторгой.

Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский
Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский

В начале XIX века английский предприниматель Роберт Оуэн (1771 – 1858) проводил социальные эксперименты на свой фабрике в Нью-Ланарке. Он полагал, что хороший предприниматель должен заботиться о своих рабочих. И что эта забота положительно скажется на прибыли. Ведь для того, чтобы скотина хорошо работала, её нужно хорошо кормить и давать отдых. Рабочий день на своей фабрике Оуэн сократил до 10 часов 45 минут (на большинстве английский фабрик рабочие работали по 14, а то и по 16 часов в сутки). Дети рабочих учились в школах, сочетая учебу с производительным трудом.

Но Оуэн не ограничился только заботой о наемных рабочих, но и начал пропагандировать идею создания производственных ассоциаций, собственниками которых были бы сами работники. В 1825 году он уехал в США, где на свои средства основал ассоциацию «Новая гармония». Однако ассоциация достаточно быстро развалилась, а её создатель разорился.

На старости лет Роберт Оуэн пытался заняться организацией профессиональных союзов, но и здесь не достиг успехов. Для рабочих он оставался чужаком.

Роберт Оуэн
Роберт Оуэн

В 1855 году Виктор Консидеран (1808 – 1893) создает в США колонию Ла Реоньюн. В ней согласились жить около 300 человек, в основном, представители интеллигенции. Когда интеллигенты занялись сельским хозяйством, выяснилось, что выращивать зерновые культуры они не умеют. И к сельскому труду непривычны. Себестоимость выращиваемой ими пшеницы была в несколько раз выше рыночных цен. Колония прогорела. То же самое произошло и с колониями «толстовцев», распространившимися в России в начале XX века.

Но были и более удачные попытки, и притом задолго до Фурье. Ещё в XVI веке настоятель Соловецкого монастыря Филипп (Федор Степанович) Колычев (1507 – 1569) силами монахов создал на Соловках мощный производственный комплекс, оборудованный по последнему слову техники своего времени.

Немалых хозяйственных успехов достигали и религиозные коммуны, которые в России создавали сектанты, прежде всего, молокане. Такие коммуны существовали несколько десятилетий, но в конце концов распадались. В них выделялась верхушка, которая постепенно приватизировала значительную часть собственности коммуны. Об этом подробно рассказано в книгах советского историка Александра Ильича Клибанова (1910 – 1994).

Молокане в наши дни
Молокане в наши дни

Идеи Фурье и других социалистов-утопистов оказали влияние и на художественную литературу. Наиболее известный пример – роман Жюля Верна (1828 – 1905) «Таинственный остров», в котором описывается небольшая коммуна, преобразовавшая необитаемый остров. Роман заканчивается тем, что колонисты с острова Линкольна, вернувшись в США, приобретают участок Земли, на котором создают коммуну. О дальнейшей судьбе коммуны в роман ничего не говорится.

Многие элементы фурьеристских фаланстеров реализовались в израильских кибуцах, которые начали создаваться в 1909 году и постепенно сумели превратить бесплодную пустыню в цветущий сад. Гигантских дворцов в кибуцах не строили: обитатели кибуцев предпочитали жить в маленьких домиках.

Какие-либо революционные идеи были чужды Фурье. Он надеялся убедить имущих власть и деньги в полезности создания фаланстеров и получить на это средства. От рабочего движения Фурье и его последователи были далеки, а В. Консидеран прямо пропагандировал идею примирения классов.

Подход Маркса и Энгельса к проблемам, рассматривавшимся Фурье, был совершенно иным. Классики марксизма принципиально не хотели рисовать картины жизни в будущем обществе, справедливо полагая, что нашим потомкам будет виднее, как обустроить свою жизнь. Их интересовали реальные процессы, которые, начинаясь здесь и сейчас, могут привести к этому будущему. И важнейшими путями, ведущим к лучшему будущему, они считали технический прогресс и классовую борьбу пролетариата.

Кадр из фильма "Земля будущего" (2015)
Кадр из фильма «Земля будущего» (2015)

Шарль Фурье всю жизнь прожил холостяком. Помимо создания проектов и написания трудов у него было два сильных увлечения: комнатные цветы и кошки. Бездомных кошек Фурье регулярно подкармливал.

С современной точки зрения мы должны рассматривать появление трудов Ш. Фурье и других социалистов-утопистов, как осознание противоречий капитализма. То, что проекты Фурье были не осуществимы, достаточно очевидно. Но важно другое: социалисты-утописты не считали капиталистическое общество лучшим из миров и пытались сформулировать возможные альтернативы. Что у них не всегда хорошо получалось.

Социалисты-утописты сформулировали проблему, но не нашли подходов к её реальному решению. Поэтому мы имеем все основания считать их предшественниками марксизма. Но марксисты, как мы знаем, пошли намного дальше. Ибо их интересовал не столько конкретный результат, сколько путь, ведущий к нему. И, что наиболее существенно, они рассматривали рабочих не как объект благодеяний со стороны государства и правящих классов, а как самостоятельную силу, способную к социальному творчеству и построению лучшего Будущего.

С.В. Багоцкий