Простые числа: Что почём на рынке людей? Современное рабство
Всем привет! Сколько стоит человек? Вопрос кажется совершенно некорректным, неприемлемым для цивилизованного общества. Ведь человеческая жизнь бесценна.
«Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность»,- заверяет нас третья статья всеобщей декларации прав человека.
Но полно вам, оставьте это интеллигентское кокетство. Ведь мы живём в рыночную эпоху. А значит, всё вокруг нас является товаром. В том числе и человеческая жизнь, которая, кстати, продаётся нынче по вполне сходной цене. Долларов по 400, устроит? Если брать оптом, можно сторговаться и на сотню. И это не цитата из художественного фильма о средневековье. Речь идёт о нашем современном мире, в котором масштабы работорговли достигли таких масштабов, что им бы позавидовали самые богатые плантаторы Конфедерации южных штатов.
Рабство зародилось в человеческом обществе на стадии разложения первобытнообщинного строя, где-то в третьем тысячелетии до нашей эры. Первобытные люди не знали рабства. По крайней мере, в привычном нам, античном понимании этого слова. И дело, конечно, не в их доброте или высоком нравственном уровне, а в том, что иметь в собственности раба просто не имело смысла.
Производительность труда была очень низкой, объём добычи непостоянным, отсутствовал так называемый экономический излишек. Т.е. первобытный работник, условно говоря, съедал всё, что сумел насобирать или поймать за день. А когда с охотой не везло, соплеменники делились с ним добычей, не позволяя ему умереть с голоду. Ясно, что в таких условиях с раба было бы просто нечего взять.
Однако по мере того, как совершенствовались орудия труда и повышалась производительность, стал расти экономический излишек. Чтобы его отчуждать и накапливать тем самым частную собственность, общество обратилось к институту эксплуатации человека человеком. Рабство стало исторически первой и наиболее грубой его формой.
Оно легло в основу античного способа производства, который пришёл на смену эпохе первобытности. Основой производственных отношений этого строя была частная собственность на раба, как на другие орудия труда. Само собой, раб не имел никаких прав, был лишён экономического стимула к труду и работал только по прямому, внеэкономическому принуждению, т.е. из-под палки. Первыми источниками рабской силы стали иноплеменники, захваченные в плен во время войны, набегов или пиратства. Позже в рабов стали обращать и членов собственного племени. Например, за неуплату долгов, за совершенные преступления и т.д.
Начальной формой рабства было т. н. патриархальное рабство, когда рабы входили во владевшую ими семью как бесправные её члены. Они жили обычно под одной крышей с хозяином, выполняя при этом более тяжёлую работу, чем остальные члены семьи. Патриархальное рабство существовало в той или иной степени у всех народов мира при переходе их к классовому обществу, а его экономической основой было натуральное хозяйство.
Однако развитие рыночных отношений в античной экономике Древней Греции и Рима, т.е. переход от производства для личного потребления к производству на продажу, способствовало превращению рабства из патриархального в античное. Это такая классическая форма рабства, известная нам по художественной литературе. Ей была свойственна максимальная степень экспроприации личности раба.
Расцвет «классического» рабства был сравнительно кратковременным, поскольку в самой природе рабского труда были заложены причины его неизбежного упадка и перерождения.
Отвращение рабов к своему труду, угнетение, которое приводило к непрекращающимся восстаниям, а также постепенное сокращение притока рабов не могло не привести к экономической неэффективности такой формы хозяйствования. Это побуждало рабовладельцев искать новые формы эксплуатации. Становилась очевидной необходимость в какой-то мере заинтересовать непосредственного производителя-раба в его труде и тем самым повысить эффективность эксплуатации. Многие рабы прикрепляются к земле и постепенно сливаются с колонами – зависимыми крестьянами поздней Римской империи и Византии. К 13 веку рабство здесь фактически исчезает, за исключением некоторых городов Средиземноморья.
Ренессанс рабства в странах Азии, Африки и Америки произошёл в 16 веке. Он был связан с колониальным порабощением этих стран в эпоху первоначального накопления капитала, то есть зарождения капитализма.
Широкий размах и наибольшее экономическое значение рабство приобрело в колониях на Американском континенте. Это было вызвано особенностями развития колоний в Америке: то есть недостатком рабочей силы и наличием свободных земель, в значительной части пригодных для ведения крупного плантационного хозяйства.
Сопротивление индейцев, а также их вымирание, наряду с формальным запретом королями Испании и Португалии обращать индейцев в рабов, привели к тому, что испанские и португальские, а затем и североамериканские плантаторы стали ввозить рабов из Африки. Всего же в период с начала 16 по конец 19 века размах трансатлантической работорговли превысил 12,5 миллионов человек.
По мере развития капиталистических отношений всё более отчётливо выявлялась низкая производительность рабского труда, тормозившего дальнейшее развитие производительных сил.
В этих условиях под давлением растущего сопротивления рабов и развитием прогрессивных общественных движений, таких как аболиционизм в США начался постепенный отказ от рабства.
Великая французская революция провозгласила отмену рабства. Однако во французских колониях этот акт был проведён в жизнь, по существу, лишь спустя полвека (в 40-х гг. 19 века). Великобритания юридически отменила рабство в 1807, но фактически вплоть до 1833 оно сохранялось в британских колониях.
В 50-х гг. 19 века объявила об отмене рабства Португалия, а в 60-х гг. оно было отменено большинством государств Американского континента. В США рабство было запрещено в результате Гражданской войны 1861-65 между Северными и Южными (рабовладельческими) штатами. Однако продолжали существовать формы принудительного труда, которые от рабства отличались мало (пеонаж в странах Латинской Америки, система законтрактованных рабочих в Океании и т.п.).
В ряде колониальных и зависимых стран институт рабства продолжал сохраняться длительное время. Особенно широкий размах он имел в португальских колониях Африки как в плантационном, так и в домашнем хозяйстве. У арабов Центральной и Южной Аравии и в некоторых странах Африки (Эфиопии, Нигерии и др.) рабство сохранилось вплоть до 50-х гг. 20 века.
Последней отменила рабство Мавритания в 1981 году. Однако по факту рабство там сохраняется до сих пор и является наследственным.
Международно-правовое регулирование борьбы против рабства началось ещё в 19 веке. Однако большинство документов, осуждавших рабство, носило формальный характер.
По существу, первая международная конвенция против рабства была заключена в 1926 в Женеве в рамках Лиги Наций.
Принятая ООН в 1948 Всеобщая декларация прав человека провозгласила (ст. 4), что рабство и работорговля запрещаются во всех видах.
А в 1956 в Женеве состоялась конференция представителей 59 государств, принявшая дополнительную конвенцию об упразднении рабства, работорговли, а также институтов и обычаев, сходных с рабством.
Однако все эти воззвания, договоры, конвенции и законы не имеют никакого значения. Ведь дело идёт об очень прибыльном бизнесе, рентабельность которого обеспечивает постоянно высокий спрос.
Итого, по оценке авторов доклада «Глобальный индекс рабства» в 2018 году в мире насчитывалось более 40 миллионов невольников. Так, для сравнения это более, чем в три раза больше всей совокупной трансатлантической работорговли за период с 16 по 19 век.
Верховный комиссариат ООН по правам человека выделяет несколько форм современного рабства.
Первое — долговая кабала – половина всех случаев рабства. Это один из наиболее распространенных способов порабощения людей, когда какое-либо лицо удерживается в качестве залога за предоставленный заем. Работа кабального работника является средством возвращения займа. Поскольку труд таких работников не оплачивается или стоит очень дешево, возвращение займа оказывается невозможным, в результате чего такой долг нередко наследуется следующими поколениями.
Второе — крепостное состояние. Это форма рабского труда, при которой в силу закона, обычая или соглашения какое-либо лицо обязано обрабатывать землю, принадлежащую другому. Она не имеет отношения к обмену труда на доступ к земле, а отражает неспособность работника изменить свой крепостной статус, который делает эту практику формой рабства. Крепостничество часто является наследственным и может затрагивать целые семьи на протяжении поколений.
Третья форма рабства — принудительный труд. Он связан с принуждением, насилием, угрозами, устрашением и лишением свободы с целью заставить одного человека против его воли работать на благо другого. По оценке Международной организации труда, доля принудительного труда в теневом секторе экономики постоянно увеличивается и, таким образом, не находит отражение в национальной статистике.
Четвёртое — детский труд и детское рабство. Каждый четвёртый раб на планете – ребёнок. Подневольный труд 10 миллионов детей используется в тяжёлой и вредной для здоровья работе в сельском хозяйстве, добывающей промышленности, вооружённых формированиях, производстве порнографии.
Наконец, пятая форма — сексуальное рабство. Оно выражается в насильственной проституции, а также в принудительном заключении брака, продаже или наследовании жён. Кстати, из 40 миллионов рабов более 70% это женщины, 15 миллионов из которых находятся в браке против своей воли.
Из 25 млн человек, вовлеченных в принудительный труд, большинство (16 млн) работают в частном секторе. Рабы убирают дома и квартиры; производят одежду, которую мы носим; собирать фрукты и овощи, которые мы едим; добывают креветки для ресторанов и природные ресурсы, из которых производят смартфоны, косметику и электромобили.
Еще 4,8 млн человек, вовлечённых в принудительный труд, подвергаются сексуальной эксплуатации. А ещё 4 с лишним миллиона человек порабощены государством. Эта форма рабства связана со злоупотреблениями призыва на военную службу и использованием труда заключённых.
Рабский труд мигрантов активно используется в строительстве к чемпионату мира по футболу, который пройдёт в Катаре в 2022 году.
По подсчетам газеты The Guardian, на катарских стройках скончалось более 6,5 тыс. рабочих, возводивших стадионы, отели и аэропорты. Газета основывается на данных, полученных от посольств в Катаре пяти стран, многие граждане которых работали на местных стройках. Больше всего скончалось индийцев — 2,7 тыс. человек, еще 1,6 тыс.— из Непала, 1 тыс.— из Бангладеш, более 800 — из Пакистана и чуть более 550 — из Шри-Ланки.
Людям приходится работать в тяжёлых условиях. На стройках отсутствуют какие бы то ни было нормы защиты труда. Рабочие вынуждены жить в условиях антисанитарии. Зарплата выплачивается с большими задержками и не в полном объёме. А главное, рабочий не имеет возможности уволиться, перейти на другую работу или уехать домой: с самого начала у работников отбирают документы, превращая в настоящих крепостных.
Самые бесправные существа в Катаре – непальцы. Непал относится к числу наименее развитых стран мира. По размеру ВВП на душу населения он занимает 160 место в мире. Катар по этому показателю – первый. Когда очень бедные приезжают работать на самых богатых, о справедливости можно забыть.
За непальцами не стоит мощного государства (как за индийцами), их не объединяет с катарцами общая вера (как граждан Пакистан и Бангладеш). И непальцы становятся в Катаре жертвами повального обмана. Еще на родине работников рекрутируют специальные конторы, связанные с будущими работодателями. Строительные компании не нанимают человека напрямую, ведь тогда при возникновении претензии легко избежать ответственности.
Действующая в Катаре и других странах Персидского залива система «кафала» (спонсорство), полностью развязывает руки бизнесу. Работодатель отвечает перед государством за статус мигранта, является поручителем при выдаче визы и гарантирует все расходы на время его пребывания в стране. Взамен государство закрывает глаза на истинное положение и права работника, отдавая его судьбу на откуп частнику и не вмешиваясь в их трудовые отношения.
Кроме строительства, лидирующей отраслью по применению подневольного труда является добыча рыбы. Опубликованное в 2017 году исследование показало, что в период с 2011 по 2016 гг. три четверти рабочих-мигрантов в рыболовной отрасли Таиланда находились в долговой кабале. А каждого третьего работника в буквальном смысле покупали у работорговцев как скот.
Ситуация усугубляется рядом факторов. Последние годы ознаменовались значительным ростом спроса на рыбу и морепродукты. Растущий промысел на фоне падающего удельного улова приводит к падению рентабельности.
Кроме того, большая часть рынка морепродуктов работает по принципу монопсонии, когда одна крупная оптовая компания скупает рыбу у сотен и тысяч мелких фирм, владеющих одной-двумя лодками . И, конечно, искусственно занижает закупочные цены.
В совокупности это приводит к тому, что именно малый бизнес в добыче рыбы играет роль самого безжалостного эксплуататора. Желая снизить издержки, он не гнушается использовать рабский труд. Рыбаки, которым удалось сбежать с лодок, рассказали прессе об ужасных условиях труда, включая 20-часовые смены, регулярные избиения, пытки и показные казни. Некоторые из них находились в море годами.
Сырьё, добытое невольниками, является важным ресурсом для многомиллиардного бизнеса.
Крупнейшая в мире компания, которая занимается выращиванием креветок — СЗ Foods – также расположена в Таиланде. Её годовой оборот превышает 33 млрд долларов. В качестве корма для креветок она использует рыбную муку, которая производится из отбракованного улова тех самых рыболовецких судов, которые активно применяют рабский труд.
Произведённая продукция реализуется через крупнейшие ритейлерские сети, которые также получают свою долю прибыли от труда рабов.
Статистически современное рабство наиболее распространено в Африке, особенно в форме принудительных браков. За ней следует Азия и Тихоокеанский регион. Здесь проживает 70% жертв сексуальной эксплуатации. Может показаться, что рабство – удел отсталых бедных регионов, однако нет ни одной страны, которая не была бы запятнана этим позорным явлением: 1,5 миллиона невольников живут в странах центра мирового капитализма. Например, свыше 400 тыс. в США, 136 тыс. в Великобритании, 128 тыс. в Польше, 167 тыс. в Германии.
При этом авторы Глобального индекса рабства отмечают: оценка в 40 миллионов рабов является консервативной. Скорее всего, невольников в современном мире значительно больше. В силу языковых барьеров или обострения вооружённых конфликтов миллионы человек и целые регионы не были охвачены исследованием.
Рабство — это большой и весьма прибыльный бизнес. Если в средние века работорговцы были вынуждены нести большие транспортные издержки по перемещению рабов, которое к тому же сопровождалось их высокой смертностью, то современные технологии сводят потери к минимуму.
Исследование Международной организации труда от 2014 года показывает, что в глобальном масштабе труд невольников принёс 150 миллиардов долларов годовой прибыли. Более одной трети — 47 миллиардов — приходится на развитые страны, включая ЕС.
А если взять прибыль из расчёта на одного раба, то здесь господам из западных демократий и вовсе нет равных: 35 тысяч долларов в год — в 10 раз больше, чем в Африке.
Такую прибыль приносит сексуальное рабство, услуги которого находит большой спрос в богатых странах.
Откуда же берутся рабы? Ряды невольников пополняются из разных источников.
Это может быть крестьянин из Камбоджи, который сначала ищет более денежную работу в соседней стране, а потом обнаруживает себя на рыбацкой лодке в индийском океане.
Или молодая девушка, вынужденная выйти замуж в 13 лет, потому что из-за стихийного бедствия поля ее семьи были затоплены, и они больше не могут позволить себе держать ее дома.
Или бездомный, похищенный из социальной столовой в Лондоне для работы на стройке.
Или мигрант, у которого истек срок действия визы. Теперь под угрозой депортации он оказывается в подчинении у торговца людьми.
Причиной роста работорговли ООН называет бедность, неравенство, голод, экономические кризисы.
В последние десятилетия в мире растёт количество вооружённых конфликтов. С одной стороны, они повышают спрос на рабов, которых используют в качестве солдат и смертников. А с другой – расширяют предложение, наполняя рынок невольников беженцами, вдовами и осиротевшими детьми.
Как пишет Сиддхартха Кара в своей книге «Современное рабство», избыток предложения значительно снизил цену рабской силы. Если Американских рабов в 1809 году продавали примерно за 40 000 долларов США в сегодняшних деньгах, то сегодня купить человека для попрошайничества можно по цене от 100 долларов. Сегодня раба можно купить за 90–100 долларов. Рабыни для сексуальной эксплуатации стоят дороже – 2-3 тысячи долларов. А средняя цена невольника составляет примерно 450 долларов — дешевле айфона старой модели.
А что же Россия? Исследователи проблемы современного рабства относят нашу страну к числу неблагополучных. Она входит в число лидеров по абсолютному числу рабов — на 2018 год их было почти 800 000 человек. По относительным показателям рабства Россия занимает 64 место в мире с результатом 5,5 невольников на 1000 жителей. Это лучше Гаити, но хуже Мозамбика.
В зоне риска попадания в рабство у нас находится в основном мигранты. Однако нередки случаи порабощения одиноких людей, выходцев из депрессивных регионов, приезжающих в крупные города на заработки. В стране существует разветвленная система эксплуатации людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях: нарко- и алкозависимых, бездомных, людей под видом оказания помощи в поиске работы вербуют и продают в рабство.
А авторы глобального индекса рабства относят Россию к категории стран с высоким уровнем риска порабощения людей занятых в сфере добычи морепродуктов.
Короче говоря, рабство вовсе не является пережитком прошлого. Торговля живым товаром — чрезвычайно прибыльный бизнес, который обогащает предприимчивых дельцов со всей планеты. В том числе в респектабельных западных демократиях, которые успешно коммерциализируют войны, голод, неравенство и нищету покупая человеческий материал по сходной цене.