Спи под ритм боевых барабанов
Привет. На связи снова PMTV Channel. Как и в прошлый раз, мы расскажем о песнях, которые помогут не только проиллюстрировать историческую действительность, но и, может быть, сделают ее чуть менее безобразной.
“Тюрьмы – это модели для городов, поэтому я позволил разуму и телу пленить себя”, — поется в песне “Limiter” американской группы Machines Of Loving Grace. И строчки эти сидят в голове автора этого текста уже которую неделю. Согласитесь, они кажутся невероятно актуальными в свете событий этих самоизоляционных месяцев. Сначала тебе просто вежливо (но не без панической нотки) велят оставаться дома, потом эта просьба превращается в привычный элемент быта в виде хэштэга в социальной сети или подписи под логотипом телеканалов.
И вроде бы ничего, ты почти чувствуешь заботу, но в этом “сидим дома”, если задуматься, читается не что-то ласково общее и будто бы по-семейному теплое, а нечто повелительное, приказное и зловещее: “Сидим дома”, сказано же!” Что-то в таком роде.
А если при всем при этом оглянуться вокруг, то в глаза бросятся и QR-коды, и штрафы, и обязательно-бессмысленный масочно-перчаточный режим, введённый в самый неподходящий и до нервного смеха нелепый момент. (Насчёт масочного режима — не всё так просто… — Ред.) Но точно так же, как и звёзды зажигают по чьей-то необходимости, так и маски с перчатками надеваются лишь потому, что это кому-то выгодно. Как тут не почувствовать себя отнюдь не добровольным затворником, а пленником, заключенным, отгороженным от мира?
“Если бы двери восприятия наконец-то очистились, Я бы вновь увидел твое лицо, И моя любовь к миру стала бы искренней и необузданной, Если бы не этот ограничитель”.
О чем на самом деле в 1995-ом году была написана песня “Limiter” (“Ограничитель”), сказать невозможно. Это – пример того самого абстрактного сочинения, которое в иные моменты так легко наполнять какими угодно смыслами. И чёрт возьми, недостатка в смыслах весной 2020-го не было. Слушаешь этот урбанистический рок, читаешь текст, и он сам тебе всё подсказывает. Тут тебе и будто бы закрытое маской лицо, которое так хочет вновь увидеть герой; и построенные по примеру тюрем города – уже хорошо знакомое миллионам ощущение; и замызганные двери восприятия, через которые не видно ни зги, а оттого все вынуждены пребывать в слепоте и неведении, строя свои подчас безумные догадки; и любовь к миру, на пути которой стоит некий ограничитель. Иными словами, первоклассный саундтрек для этих дней.
То же самое, кстати, можно и даже нужно сказать про весь альбом. На “Concentration” (так называется работа) найдётся целая галерея образов, мыслей и идей, над которыми не грех подумать в свободную минутку. Здесь и эм-ти-ви-шный хит “Butterfly Wings” с очаровательными строчками “не помещай веру в новый режим, эта фашистская вера тебя погубит”; и какой-то метафизический брак Третьего рейха и США в мрачнейшем треке “Albert Speer” (всё верно, это тот самый нацистский архитектор); и напоминание о третьем мире, основе западной экономики в песне “Cheap”. “Это – Третий мир, сделай его дешевым и уродливым, сделай грязным, пусть заржавеет, а потом жди, когда он будет готов”, — прочтём мы в тексте. И далее: “Худшие преступления подразумевают любовь или деньги”.
Настоятельно рекомендуем всем поклонникам альтернативного рока девяностых:
* * *
“Не тревожься, золотце, я рядом,
Отойди от окна
И снова ложись спать...”
Знаете, иногда думается, что все самые лучшие песни уже были написаны. Такая мысль кажется особенно верной, когда в очередной раз обращаешься к наследию таких групп как A Perfect Circle.
В 2003-м году группа выпустила альбом “13-й шаг”. Работа была посвящена идее борьбы с зависимостями и опасными пристрастиями, где тринадцатый шаг – это начало новой, свободной от пороков жизни. Тринадцатый потому, что в США большой популярностью пользуется так называемая программа 12 шагов, курс реабилитации для алкоголиков и наркоманов.
Но в любой талантливой работе можно нащупать больше одного дна. Это же касается и альбома “Thirteenth Step”. Как минимум в двух песнях тема зависимости от препаратов переплетается с темой политического контроля. Песни эти — “Weak and Powerless” (“Слабые и бессильные”) и “Pet” (“Питомец”). И если в первой связь не самая прямая и явная, то вот во второй всё более чем очевидно:
“Не обращай внимания на чужие голоса,
Им плевать на тебя, а мне нет.
Ты огражден от боли, истины, выбора и прочих ядовитых бесов.
Видишь, им плевать на тебя, а мне нет.
Просто останься со мной, в безопасности неведения.
Вернись в кровать, спи дальше”.
Этот диалог звучит от лица “заботливого папаши” или по-простому, если мы откажемся от вежливых метафор, от лица правящего режима, которому очень не хочется, чтобы стадо просыпалось. И слово “стадо” мы используем не просто так, ведь тема бегущих на заклание овец – одна из основных в песне:
“Склони голову, дитя,
Я не подпущу страшилу.
Считай трупы, как овец,
Под ритм боевого барабана.”
Забавный факт: позже на песню самой группой был сделан ремикс, который так и назвали: “Считая трупы, как овец, под ритм боевых барабанов”. Был снят и клип. В нём с помощью телевизоров люди превращаются в послушных овец, марширующих по вымощенным телеэкранами проспектам под управлением на тот момент президента США Буша-младшего. Но вдруг какие-то из овечек, очнувшись от наваждения, начинают бунтовать. Действия “пастыря” простые – паршивых овец обвиняют в предательстве и казнят.
Логика железная: никто не имеет права выбиваться из общего ритма перед лицом наступающих страшил (the boogeymen are coming):
“Раскачиваясь под ритм нового мирового порядка,
Считай трупы, как овец, под бой набата.
Страшилы наступают!
Страшилы наступают!
Не поднимай головы, спи дальше
Под ритм боевых барабанов!”
Вот такое бывает буржуазное искусство… Правильное.
* * *
Пару недель назад прогрессивный интернет подшучивал над очередным выпуском телевизионного блога Никиты Михалкова “Бесогон”, в котором он раскрыл (нет) страшные планы мировых элит, в частности, Билла Гейтса, по чипированию населения земли и прочим сатанинским проделкам. У Васи Садонина, кстати, вышел остроумный разбор всего этого бреда.
Ну а мы в рифму головным мыслям конспиролога всея Руси вспомним о песне “I am the Virus” британской группы Killing Joke, жанр которой определим как бесогон-рок:
“Смерть, нищета и слезы,
Просчитанные волны страха,
Графики в мозговых центрах.
Запад окутала тьма -
Жадно глотающая нефть,
Корпоративная, затмевающая разум
Вездесущность центрального банка”.
Тут стоит понять нас правильно. Группа Killing Joke во многих отношениях – это одно из лучших порождений рок-музыки. Беда только в том, что несмотря на некую близость команды к левому политическому крылу, всё же она остается бригадой стареющих и склонных к конспирологии идеалистов. Оттого к текстам фронтмена группы Джаза Колмена нужно относиться с известной долей скепсиса, прагматизма и критичности:
“Фальшивые флаги и тайные операции,
Изобретенные Тавистоком потрясения.
Что-то пошло совершенно не так.
Неоконсерваторы теряют голову.
Население пребывает в отрицании.
Заразу вылили из пробирки”.
Если вдруг захочется найти плакатность в западном роке, то песни Killing Joke – хорошее место для поиска. Тезисы, тезисы и ещё раз тезисы – так можно описать трек “Я – вирус”, в котором перемешались и вполне реальные, грозящие привести мир к катастрофе припадки неоконсерваторов, и полная слепота и нежелание прозреть со стороны населения, и секретные операции спецслужб, и уже чуть менее реальные деяния Тавистокского института, который, как мы все знаем, вообще чуть ли не стоит за изобретением рок-музыки.
Не забудем, конечно, и пассаж про выпущенную из пробирки заразу. Эта строчка из песни 2015-го года в 2020-ом играет свежими красками, напоминая нам о “лабораторном” происхождении Ковид-19.
“Никто не верит в 9/11, Стальные здания не обрушиваются за мгновения. Убийцы в чёрном рубят головы невинным. Общественность остается безучастной. Как спалось прошлой ночью, мистер Блэр?”
Всем хороши Killing Joke, но некоторые заявления в их песнях слегка обесценивают то разумное и важное, что группе действительно удается объявить на весь мир под агрессивные гитарные рифы и мощную ритм-секцию. А жаль…
* * *
Будьте в порядке, слушайте правильную музыку и помните, что иногда песни пишутся не просто так, а значит, тексты нужно читать, изучать и делать выводы.