Про Познера, скандинавское благополучие и туалетную бумагу
В прошлом месяце на первом телеканале показали цикл телепрограмм Познера про Скандинавию и Финляндию. Какие-то минусы жизни в этих странах назывались, но в целом вышла красочная «открытка» об обществе всеобщего благосостояния, где почти нет коррупции, а в центре всего стоит исключительная забота о людях. Парадоксально, но в то же самое время, как российские телезрители наслаждались очередным творением неувядающего пропагандиста Познера, в Финляндии раскручивался нешуточный скандал вокруг приютов для престарелых, ставший одной из главных тем обсуждения в средствах массовой информации и финских социальных сетях. Сначала в центре скандала оказались частные приюты фирмы Esperi Care, где из-за нехватки персонала стариков часто оставляли без присмотра, и вообще уход в приютах не соответствовал данным в рекламных брошюрах обещаниям. В итоге государственная контрольно-надзорная служба социального обеспечения и здравоохранения потребовала исправления недочетов в 16 приютах данной компании, а один приют вообще пришлось закрыть из-за серьезных нарушений. Потом оказалось, что проблемы имеются не только в деятельности Esperi Care, но и других частных компаний по уходу. Согласно официальным документам, нарушения в уходе за больными продолжаются годами — пациенты недополучают еду, очень редко бывают на свежем воздухе, больным не меняли памперсы перед сном. Основной причиной этого является нехватка персонала. Сотрудники, опрошенные журналистами финской телекомпании Yle, прежде всего медсестры, рассказали, что руководство компании пыталось заставить их замолчать, не говорить об имеющихся нарушениях, и даже угрожало. Некоторые из медсестер подавали на увольнение «из-за необходимости минимизировать использование средств», то есть за то, что с них требовали экономить на самом необходимом. Знакомая картина, не правда ли? Скандал уже приобрел политическую окраску, финская оппозиция в парламенте требует усилить надзор за деятельностью компаний, занятых в сфере ухода за престарелыми, а также закрепить в законе нормы относительно количества обслуживающего персонала в приютах. Самый яркий пример, о котором сообщается в финских СМИ – оказывается, в приютах фирмы Esperi Care существовали очень интересные правила. Если страдающий потерей памяти старик не мог заменить рулон туалетной бумаги, за него это делал персонал. Стоила эта «услуга», именно сама процедура смены рулончика бумаги, целых 15 евро. Родственники пациентов были возмущены. Ведь они платят за проживание, уборку, питание и выдачу лекарств подопечным около 2500 евро в месяц. Еще из отзывов в финском интернете:
”Трудно смириться с тем, что родственникам приходится спать на грязных простынях и ходить в грязной одежде”. «Это не по-фински: вместо качественного ухода деньги из бабушек идут в карманы владельцев бизнеса по уходу».
Но самое показательное, что основным владельцем оскандалившейся Esperi Caren является британская компания Intermediate Capital Group (ICG). Эта кампания с многомиллионными оборотами, которая зарегистрирована в оффшорной зоне, и как пишут некоторые СМИ, применяет различные налоговые хитрости, чтобы не платить «лишние» отчисления в финский бюджет. То есть оказывается, что в итоге приватизации этого сектора социальной сферы Финляндии иностранный бизнес имеет возможность зарабатывать хорошие деньги, оказывая некачественные услуги. Ну кто бы мог подумать! Конечно, вся эта история является лишь частным случаем, и условия содержания людей в российских интернатах для престарелых намного хуже. Но тенденция видна даже здесь. Когда Познер восхищается скандинавскими порядками, он умалчивает о том, что это — результат уникального стечения множества обстоятельств, географических и исторических факторов, относительной слабости местного правящего класса и высокой степени самоорганизации трудящихся, крестьян и рабочих, которые вели длительную, в течении многих десятилетий, борьбу за свои права. Не последнюю роль сыграло и само существование СССР. Например, в Финляндии пенсионная система «для всех» начала формироваться лишь в 1939 — 40-м году, а реально все финские трудящиеся стали получать пенсии лишь после второй мировой войны. Получается, что Рабоче-Крестьянская Красная Армия — одна из главных инициаторов финского «социального государства». Но такие уникальные, благоприятные условия сложились только в одном регионе мира, где проживает лишь 0,3 процента населения земного шара. Повторить их в России принципиально невозможно, да и повторять, в перспективе, будет уже нечего. Ибо, как мы видим, очень медленно (там не любят «шоковых терапий») но верно, эта модель «государства всеобщего благосостояния» деградирует и движется в сторону самого обычного капитализма. Где замена рулончика туалетной бумаги действительно будет стоить не меньше 15 евро…
Александр Степанов