Что делать?

От редакции. Сегодня мы публикуем размышления активиста-практика рабочего движения, который самостоятельно приходит к выводам, сделанными основоположниками марксизма еще в Манифесте коммунистической партии. Автор зовет на путь соединения рабочего движения с научным социализмом самих активистов левых политических партий. Рабочие в РоссииПолучается, что не партии несут знания теории в рабочее движение, а практика пришла к необходимости этих знаний и взывает: ау, вы где, товарищи коммунисты? Почему вы не объяснили то, что установлено теорией: в любом классовом обществе господствующей идеологией является идеология господствующего класса. При капитализме – буржуазная. Но революция начинает созревать прежде всего в головах людей. А когда идеи овладевают массами, они становятся материальной силой. На это работают коммунисты – вносят знания науки коммунизма в рабочее движение. Конечно, не сразу идеям поверят и возьмут на вооружение. Какое-то время успехом является не какой-то конкретный результат, а собственное расширение рабочего движения и понимания сути борьбы. Борьба начинается с малого – с борьбы за кусок хлеба и за рабочее место, то есть с экономической борьбы, но у борющихся быстро приходит понимание, что без политической составляющей на успех рассчитывать не приходится. Теоретические знания должны разъяснить: куда зовем и что строим. Научатся люди бороться за малое, пойдут и дальше — в борьбу политическую, за будущее. Почему все это не разъяснили до сих пор коммунисты? Думается потому, что пока они существуют отдельно от рабочего движения. Многие ударились в выборы и надеются в парламентах решить вопросы для рабочих и за рабочих. Так не бывает. Ленин ставил задачу пробудить человека в коняге, а не просто задать больше корма. Только собственной борьбой может быть улучшено жизненное положение. Поэтому главным рецептом для коммунистов остается ленинское указание: слиться с повседневной жизнью масс.


Надо что-то делать

«Рабочее движение» в сегодняшней России как идея существует, в основном, только в головах левых политических активистов. У современных российских трудящихся в головах совершенно иные идеи, отличные от представлений большинства левых активистов. С этим надо что-то делать. Ценности, которые, по привычке, приписываются трудящимся, для большинства трудящихся никакой ценности уже не представляют. Они давно замещены другими ценностями. А то что транслируется большинством левых активистов является кастрированным воспоминанием о прошлом. Кастрированное большой ценностью уже не является. С этим тоже надо что-то делать. На сегодня надо признать, что сопротивление российскому капитализму со стороны российских трудящихся минимально. Представители капиталистов в лице действующей государственной власти, всё более урезают социальные гарантии (пенсионные реформы, реформы здравоохранения и образования), всё откровеннее и наглее пресекают любые возможности для реализации действительных интересов трудящихся. Разобщённое, одноразовое, очаговое сопротивление доведённых до отчаяния работников, чаще всего обусловленное существенной задержкой выплаты заработной платы, не является и не может быть определено как то, что в советских учебниках описывалось как грозная антикапиталистическая сила — рабочее движение. Это не отпор капитализму – это какое-то поскуливание от боли и почти что согласие с его «людоедской сущностью». И с этим тоже надо что-то делать.

Что делать?

На сегодня следует признать, что капитализм в России больше, чем просто капитализм – это политическая, культурная и идеологическая власть. Капитализм сегодня как раковая опухоль проник в головы российских трудящихся и своим воздействием способствует извращённому восприятию реальности и определению «нормальности». Задача номер один – выковырять из головного мозга российского трудящегося капитализм. Это возможно только одним способом – вовлечением его в реализацию альтернативного капитализму мироустройства. Это предполагает, по меньшей мере, что есть наличие собственной, отличной от осуществляющейся в современном российском капиталистическом обществе, культурно-политической парадигмы у тех, кто ставит перед собой подобную задачу. Но сейчас, к сожалению, ничего подобного нет у подавляющего большинства российских левых политических сект, группировок, коалиций, объединений, профсоюзов, да и партий тоже.

Работники "Русского вольфрама" во время митинга в Приморье

Рабочие горнорудного предприятия компании «Русский вольфрам» в Приморье провели митинг с требованием выплатить задолженность по зарплате, которая превысила 9 миллионов рублей. Поселок Светлогорье. Максим Саенко/РИА Новости

Можно с большой долей уверенности сказать, что сегодняшняя российская левая повестка – это «путинизм», просеянный сквозь решето представлений об идеях марксизма конца девятнадцатого, начала двадцатого веков. Бесконечная несменяемость лидеров, секретарей, руководителей; формальная ценность провозглашаемых ценностей; отсутствие внятной политической повестки и воли для её реализации; тотальное пренебрежение к собственной культуре и отсутствие всякой дискуссии не только о ценностях «левой идеи», о человеке труда, но и абсолютное пренебрежение к дню завтрашнему – так или иначе это характерно для так называемого «левого и рабочего движения». По сути всё левое и рабочее российское движение – это движение тины на болотистой отмели российской политики. И разве возможно всерьёз рассчитывать, что кто-то по доброй воле не только согласится присоединиться к утопающим в подобной жиже, но вовлечёт в неё других?! От этой жижи уже на десятилетия вперёд смердит скукой, тоской и безысходностью. Современные российские левые и примыкающие к ним рабочие активисты, не имея представления о будущем, пытаются вовлечь в его отсутствие других. В отличие от них, российские чиновники и российские капиталисты не только прекрасно представляют своё будущее, но уже сегодня его реализуют: и политически, и идеологически, и культурно — навязывая нормальность и свершаемость капиталистического завтра миллионам российских трудящихся сегодня. В сегодняшних условиях, театральное поскрипывание в интернет-сетях против тех или иных антисоциальных инициатив правящего российского капиталистического класса представляется как «голос левого движения». На сотни заявлений против, ни одного заявления «ЗА»! Ни за уменьшение пенсионного возраста, ни за уменьшение часов рабочей недели (с сохранением уровня заработной платы), ни за рост зарплат, ни за расширение политических прав. Складывается впечатление, что перед рабочими и левыми активистами не стоит задачи в расширении социальных и политических прав и гарантий в настоящем, но значит, они и не ставят перед собой задачи в завоевании будущего. Будущее начинается уже сейчас. И сейчас уже ими проиграно – капиталисты «успешно» реформируют в свою пользу образование, медицину, пенсии; уверенно и без всякого, по сути, противодействия, вводят репрессивное политическое законодательство; успешно выхолащивают профсоюзное и трудовое законодательство. И при этом, они ещё более успешно впропагандирывают в головы трудящихся «нормальность» своей политики. Они уверенно обосновывают и реализуют своё будущее. Современные российские левые, отказавшись от своего будущего, вынуждены поддерживать и плестись в хвосте инициатив других буржуев – тех, которые «подобрее». Итак, что же всё-таки делать? Первым делом следует вылезти из трясины идеологического, политического, культурного застоя. Это возможно сделать, только совместив практическую деятельность с вовлечением в дискуссию о будущем как можно более широкий круг трудящихся. Не за трудящихся по привычке решать, каким должно оно быть, а с самими трудящимися. Чтобы победить в настоящем, надо иметь будущее и в нашем будущем: СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО, СЧАСТЬЕ, КРАСОТА, БУДУЩЕЕ, — мы должны обрести голос и реальный смысл. Пока наши принципы и чаяния не будут реализовываться уже сейчас, в наших организациях и в наших действиях мы, как левые и рабочие активисты, заведомо обречены на провал. Это значит, мы не выдавили из себя очарование «минипутинизмом». Значит, главное наше – выглядит не натурально, а порой даже фальшиво, и мы лишь на собственном микроуровне мультиплицируем те же несколько улучшенные ценности суверенного российского путинизма. Российский капитализм должен перестать быть безальтернативным будущим для российского трудящегося уже сегодня. Эксплуатация человека человеком должна перестать быть «нормой» в головах трудящихся. Она должна предстать тем, чем и является на самом деле — мерзостью. Вот это и есть важнейшая задача для левых и рабочих активистов.

Вместо послесловия

Есть ли рабочее движение в России? Несомненно, есть! Какое оно? «Нормальное» — пропутинское, прокапиталистическое, пока только огрызающееся. И что с этим делать? Огрызаться сильнее, огрызаться осмысленнее, огрызаться, организовываясь вместе. Переходить в наступление. Побеждать!

Петр Принев

-->