Экономить на здоровье россиян = рационально расходовать госбюджет

Взгляд больного изнутри

Всё чаще в российских поликлиниках раздаются обрывистые восклицания усталых врачей: «быстрей-быстрей», «пожалуйста, не задерживайте очередь», «излагайте конкретно по теме» и т.п. Пациенты, особенно пенсионеры, обижаются. Жалуются на «неквалифицированных докторов». Грубят. Некоторые даже перестают пользоваться услугами того или иного специалиста, утверждая, что, мол, этот хирург не нравится, найдите мне другого. Но никто не может помочь: в поликлинике остался один хирург, один эндокринолог, один ЛОР, пара терапевтов. Катастрофически не хватает врачей. Но для современного оптимизированного российского здравоохранения этого достаточно.

Очереди российских поликлиник

Очереди российских поликлиник

А есть поликлиники, в которых лечение некоторых профилей заболеваний попросту не практикуется. Есть кабинет ЛОРа, а самого врача давно нет — или сократили, или уволился сам, не выдержав нагрузки. В регистратуре таких поликлиник часто советуют обратиться в другие учреждения. А если и там не найдётся ЛОР? Остаётся бедному пенсионеру надеяться лишь на то, что в другой поликлинике решили сэкономить не на жизненно необходимом отоларингологе, а на эндокринологе, например… Врачи-терапевты центральных поликлиник столицы, у которых в летний период не так много посетителей, имеют возможность потратить пару минут свободного времени на разговор с пациентом. В ходе таких бесед врачи нередко разводят руками: «Реформируют нас». Они не ругают чиновников, не требуют никаких подачек. Порой кажется, что они просто ожидают, что же будет дальше: насколько низко можем мы упасть. Пока ждём, больниц и поликлиник становится меньше.

Мы уже писали о том, что за 2014-2018 гг. предполагается ликвидировать 41 медицинскую организацию и реорганизовать в качестве филиалов (читай — ликвидировать, за исключением самых базовых функций) — 911 медицинских организаций. В 2014 г. уже 26 организаций ликвидировано, 330 — урезаны до состояния филиалов. По планам к концу 2018 г. по сравнению с 1 января 2014 г. число больниц сократится на 11,2%, поликлиник – на 7,2%.

К чему же приводит нехватка врачей и больничных учреждений при сохранении того же массива пациентов (читатель, возможно, помнит нескончаемые очереди поликлиник)? Итог закономерен. Смертность на больничных койках продолжает расти. Это значит, что качество здравоохранения в нашей стране из года в год, несмотря на видимые потуги чиновников, падает. Эффективное и качественное лечение становится не правом, а привилегией.

То есть погром медицины в 2014 г. обошёлся нашему народу по меньшей мере в 30 тыс. жизней! И это не считая тех, кто несмотря на недостаточное оказание медицинской помощи не умер, а «всего лишь» стал инвалидом или хронически больным.

Реальность российского здравоохранения

Российские больницы

Российские больницы

Нашу страну населяет 146 миллионов человек. 22 миллиона из них — нищие. Могут ли эти люди позволить себе дачу взяток в бюджетных учреждениях на то, чтобы человека, требующего срочной реанимации, пропустили без очереди? Могут ли эти люди заплатить за платное лечение для пациента, которому нужен постоянный уход? Давайте присовокупим к этому ещё и то, что большая часть этих миллионов живёт в глубинке, до которой даже «скорая помощь» доезжает с большим трудом (см. Погром медицины, образования и культуры: факты). А какой постоянный уход может быть в больнице, в которой осталась лишь одна медсестра на отделение? В её обязанности входит смена постельного белья, минимальная помощь больным, которым тяжело передвигаться, смена уток, помощь в приёме лекарств, разнос пищи и проч. Что делать, если эта хрупкая девушка не в состоянии обслужить сотню пациентов в одиночку? Министерство здравоохранения считает, что в состоянии.
Обеды в бюджетных больничных отделениях

Обеды в бюджетных больничных отделениях

В каждом отделении больницы существуют информационные пункты, где хранятся данные о больных: время поступления, необходимые медицинские процедуры, а также куча внутрибольничной бухгалтерии. Даже под вечер, когда лечащие врачи прекращают работу, а на месте остаются только дежурные, пункты пустуют. Коллеги пытаются скрасить существование медсестёр, которые заняты тяжёлой черновой работой. Во многих больницах можно столкнуться с тем, как женщины-врачи, которые должны заниматься лечением, поднимают, переносят на руках, а затем перевозят пациентов, которые без помощи не могут передвигаться. Санитаров тоже не хватает. Ведь им тоже придётся платить. А это значит — нерационально расходовать государственный бюджет.

Я здоров, но без штанов

Суть новой реформы здравоохранения

Суть новой реформы здравоохранения

Зато в любом платном отделении столицы Вас готовы вылечить от чего угодно, разве что потребовав крупную копеечку. Заключая договор с больницей, Вы лишаете себя мук наблюдения за бюджетным отделением для простых людей и переходите в разряд клиентов, которые, как известно, всегда правы. Вас вежливо усадят на широкий кожаный диван, возможно, предложат чай или кофе. Теперь Вы там, где смерти нет. В больничном отделении для богатых. Да, здесь есть и одиночные палаты, и вежливые нянечки, и старательные медсёстры, а также вечно улыбающийся, как мартовский кот, начальник этого платного отделения. Вас вылечат профессионалы или они же сведут Вас в могилу, улыбаясь и принося всё новые и новые счета. Лекарства те же, только вот люди более живые: никаких мешков под глазами, усталых фигур, сдвинутых бровей. Никаких очередей. Никаких назойливых соседей. Всё внимание врачей приковано к Вам. Платная медицина подразумевает жёсткий прейскурант — за свой комфорт Вы тоже обязаны заплатить. Болезни, которые считаются тяжёлыми и трудноизлечимыми (например, онкологию), можно побороть только здесь. И только если Вы имеете за плечами небольшой заводик или нефтегазовое месторождение. Полтора миллиона рублей за полгода — вот обычная цена вопроса. За два дня такого лечения врач районной поликлиники потратил бы всю месячную заработную плату. Родился врачом — умей помочь себе сам.

Умри, но не сдавайся?..

Однако возможность платить за лечение или даже за поддержание жизни есть не у всех. Увеличилось количество самоубийств на почве хронических и неизлечимых заболеваний. Так в феврале 2015 года покончили с собой более 11 онкобольных москвичей. Получается, что…

  • 6 января в квартире на Мичуринском проспекте в Москве повесился 77-летний генерал-майор ВВС в отставке Анатолий Кудрявцев.
  • 21 января 68-летний мужчина выбросился из окна в Заводском районе Саратова.
  • 24 января в квартире на северо-Востоке Москвы застрелился 82-летний мужчина.
  • 26 января в квартире дома в Мерзляковском переулке повесился 70-летний москвич.
  • 9 февраля 83-летний мужчина выбросился из окна жилого дома на Октябрьской улице в Москве.
  • 10 февраля 64-летний москвич выбросился из окна жилого дома на Краснополянской улице.
  • 10 февраля в городе Балаково Самарской области на улице имени 30 лет Победы повесился 74-летний мужчина.
  • 15 февраля 57-летний мужчина повесился в квартире на улице Грина в Москве.
  • 18 февраля в аудитории Российского Государственного Аграрного Университета повесился 62-летний профессор.
  • 19 февраля пожилой мужчина выпрыгнул с балкона дома в Москве.
  • 19 февраля 80-летний москвич повесился в квартире на 2-й Пугачевской улице.
  • 20 февраля 86-летний мужчина выбросился из окна дома по улице Крупской в Москве.

Все эти люди убили себя из-за тяжелых болезней, от боли и безысходности. Разве мы можем сказать, что они были слабыми? Список открывает генерал-майор ВВС, который вряд ли не был готов к тяжёлой и изнурительной борьбе. Каждый конкретный случай имеет свою подоплёку. Но разве отсутствие качественного ухода и доброго отношения к больному — это недостаточная причина? Оба этих фактора мы наблюдаем повсеместно. Врачи кричат на пациентов. Пациенты кричат на врачей. Каждый считает виноватым вот этого оскорбившего его человека и совсем немного — себя. А кто виноват на самом деле?

Смертный бой не ради славы — ради жизни…

Некоторых врачей и пациентов в самые тяжёлые моменты посещает истина: виноват не ты и не он, виновато общественное, политическое, экономическое устройство. И тогда начинаются забастовки и митинги ошалевших и отчаявшихся врачей. В ближайшие годы таковые прошли в Архангельске, Москве, Ижевске, Вологде и прочих городах России. В Архангельске медики вышли против платной медицины, недоступной простому народу. Они уже поняли: «Только вместе мы можем остановить развал здравоохранения!». А осенью 2014 года в Москве прошли сразу два митинга против развала медицины, которые собрали по несколько тысяч человек. Несколько тысяч неравнодушных граждан, которые посчитали своё присутствие необходимым для страны. Их помощь в борьбе против беспредела государственного аппарата — это капля в море. Но ведь и море рождается из капель.

Митинг 30 ноября в Москве против реформы здравоохранения

Митинг 30 ноября в Москве против реформы здравоохранения

Об этом протесте и рассказала Алла Фролова, лидер движения «За достойную медицину!». Она подчеркнула, что советская медицина ставила врача во главу угла: его берегли, уважали и ценили. Сейчас же врачей только топчут и оскорбляют. А сейчас нам говорят, что у нас демократия, в которой все проблемы можно решить обращениями в инстанции и митингами. Так давайте проверим на прочность господствующие демократические принципы. Покажем господам, что эти принципы не работают! Простым людям, нам с вами, приносит пользу только организованная и планомерная борьба за свои права. Такая борьба, которая давно ведётся в странах Европы, но ещё не вызрела у нас. И если господа-чиновники умеют реформировать социальные блага только в пользу власти богачей и олигархов, пускай они уступят дорогу.

Максимова Светлана

-->