С кинокамерой против неравенства

К юбилею Пьера Паоло Пазолини

5 марта 2022 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося итальянского кинорежиссера, писателя и близкого к Итальянской коммунистической партии левого общественного деятеля Пьера Паоло Пазолини (1922 – 1975).

Пьер Паоло Пазолини у кинокамеры

П.П. Пазолини родился и вырос в интеллигентной и глубоко благочестивой католической семье. Будучи подростком, начал писать стихи. После окончания школы поступил в Литературный колледж при Болонском университете, мечтая в будущем стать писателем. В 1942 году он издал за собственный счет первый сборник своих стихов.

До 1949 года П.П. Пазолини работал учителем итальянского языка и литературы. В 1949 году он бросает преподавательскую работу, уезжает в Рим и живет на вольные, но ненадежные хлеба профессионального литератора.

Пазолини много пишет и активно публикует свои стихи. В 1955 году выходит его роман «Лихие ребята» (другое название «Шпана»), а в 1959 году роман «Жестокая жизнь». Оба романа рассказывают о жизни социального дна большого итальянского города. Романы вызвали бурю возмущения у респектабельной публики, как своим содержанием, так и своим языком.

В 1957 году П.П. Пазолини публикует сборник стихов «Пепел Грамши», посвященный памяти основателя Итальянской коммунистической партии товарища Антонио Грамши (1891 – 1937).

П.П. Пазолини у могилы А. Грамши
П.П. Пазолини у могилы А. Грамши

В середине 1950-х годов П.П. Пазолини начал писать сценарии фильмов. Сначала он занимался этим исключительно ради заработка, но затем увлекся всерьез. Пазолини написал сценарии более чем 10 фильмов, самым известным из которых стал фильм «Долгая ночь тысяча девятьсот сорок третьего года» (1961). Этот фильм был снят режиссером Флорестано Ванчини (1926 – 2008) по рассказу Джорджо Бассано (1916 – 2000).

После Второй мировой войны в Италии начался блестящий взлет кинематографа. Появилось новое направление, получившее название «итальянский неореализм», который затем распространился и в другие страны, в том числе СССР. Кинематография неореализма показывала зрителям жизнь простых людей, очень часто на фоне больших исторических событий. Наиболее ярким произведением советского неореализма является фильм «Баллада о солдате», созданный Григорием Наумовичем Чухраем (1921 – 2001) в 1959 году.

Неореализм разрушил представление о кинематографии, как о фабрике грез. Фильмы неореализма показывали реальную и очень непростую жизнь трудового народа, с её радостями и горем. И заставляли о многом задумываться.

В ряде фильмов (например, в фильме Луиджи Дзампа (1905 – 1991) «Депутатка Анжелина» (1947)) появляются социально активные герои, способные поднять трудящихся на борьбу за свои права, и неореализм начинает приобретать некоторые черты социалистического реализма.

Кадр из фильма "Депутатка Анджелина". В роли Анджелины Бьянки - Анна Маньяни
Кадр из фильма «Депутатка Анджелина». В роли Анджелины Бьянки — Анна Маньяни

Кино итальянского неореализма было добрым. Оно видело недостатки людей, но и видело их достоинства. Как реальные, так и потенциальные. Мелкий жулик Эмануэле Бардоне из фильма «Генерал Делла Ровере» (1959) умер, как герой, со словами «Да здравствует Свободная Италия!».

Фильмы итальянского неореализма создавали такие выдающиеся кинорежиссеры, как Витторио Росселини (1906 – 1977) («Рим открытый город» (1945), «Генерал Делла Ровере» (1959) ), Витторио де Сика (1901 – 1974) («Похитители велосипедов» (1948)), Лукино Висконти (1906 – 1976) («Рокко и его братья» (1960)), Джузеппе де Сантис (1917 – 1997) («Нет мира под оливами» (1950), «Рим в 11 часов»). Федерико Феллини (1920 – 1993) («Ночи Кабирии» (1957)) и другие.

Кинематография итальянского неореализма выдвинула киноактеров сверхвысокого уровня, таких, как Анна Маньяни (1908 – 1973), Джульетта Мазина (1921 – 1994), Марчелло Мастрояни (1924 – 1996), Клаудиа Кардинале (род. 1938). Но в фильмах неореализма играли и непрофессиональные актеры. Так, главную роль в фильме «Похитители велосипедов» сыграл обычный рабочий Ламберто Маджорани (1909 – 1983). После окончания съемок Л. Маджорани попытался вновь устроиться на завод, но из-за безработицы не смог. Поэтому ему пришлось волей-неволей стать профессиональным актером.

Кадр из фильма "Похитители велосипедов". В роли Антонио Риччи - Ламберто Маджорани, в роли его сына Бруно - Энцо Стайола
Кадр из фильма «Похитители велосипедов». В роли Антонио Риччи — Ламберто Маджорани, в роли его сына Бруно — Энцо Стайола

Многие из создателей итальянского неореализма (Л. Висконти, Д. де Сантис) состояли в рядах Итальянской коммунистической партии. Фильмы итальянского неореализма охотно закупались Советским Союзом и широко демонстрировались в советском кинопрокате. Их роль в воспитании советских людей моего поколения можно, наверное, сравнить с ролью русской классической литературы.

Работа над сценариями фильмов не вполне удовлетворяла П.П. Пазолини. Он мечтал не только писать сценарии, но и ставить фильмы. И сумел реализовать свою мечту.

Свой первый фильм «Аккатоне» Пазолини поставил в 1961 году по своему собственному роману «Жестокая жизнь». Первоначально предполагалось, что он будет работать над фильмом совместно с Ф. Феллини, но последний отказался участвовать в работе.

В 1962 году П.П. Пазолини снимает фильм «Мама Рома» о бывшей проститутке, пытающейся начать новую жизнь. Но ей это не удается. Главную роль в фильме сыграла Великая итальянская актриса Анна Маньяни (1908 – 1973). Этот фильм широко показывали в СССР, где он пользовался большим успехом.

Кадр из фильма "Мама Рома"
Кадр из фильма «Мама Рома»

В 1964 году Пазолини снял фильм «Евангелие от Матфея», по мотивам «Евангелия». Роль Иисуса Христа сыграл в фильме не профессиональный актер, а студент из Испании, коммунистический активист Энрике Ирасоки (1944 – 2020), внешне похожий на Эрнесто Че Гевару (1928 – 1967). В дальнейшем он отказался от кинематографической карьеры и стал литературоведом. В роли Божией Матери снялась мать режиссера Сюзанна Пазолини (1891 – 1981). П.П. Пазодини был атеистом и в истории Иисуса Христа его интересовало не религиозное, а человеческое содержание. Трактовка «Евангелия» в фильме Пазолини близка к идеям латиноамериканской теологии освобождения.

Кадр из фильма "Евангелие от Матфея"
Кадр из фильма «Евангелие от Матфея»

В дальнейшем П.П. Пазолини снял фильмы по собственным сценариям («Птицы большие и малые» (1966), «Теорема» (1968), «Свинарник» (1969)).

В фильме «Теорема» рассказывается, как в респектабельной семье миланского фабриканта появился таинственный незнакомец, который изменил жизнь семьи. После чего её глава отдал свои заводы рабочим. В жизни такого, конечно, не бывает, но в качестве художественного эксперимента вполне допустимо.

А в фильме «Свинарник» описывается сын богатого фабриканта, испытывающий патологическое сексуальное влечение… к свиньям! В чем можно усмотреть очень непочтительный намек в адрес капиталистического общества.

По произведениям мировой классики П.П. Пазолини создает фильмы «Царь Эдип» (1967), «Медея» (1969). «Декамерон» (1971), «Кентерберрийские рассказы» (1972), «Цветок тысячи и одной ночи» (1974).

В своем последнем фильме «Сало или 120 дней Содома» (1975), описываются садистские эксперименты над подростками в оккупированной немецко-фашистскими захватчиками Италии 1944 года.

П.П. Пазолини с большим уважением относился к русской классической и советской культуре, самым внимательным образом изучал творчество наших соотечественников, которое, несомненно, оказало большое влияние на творчество Великого итальянского кинорежиссера. В 1958 году Пазолини побывал в Советском Союзе, что произвело на него сильное впечатление.

П.П.Пазолини резко отрицательно отнесся к студенческим выступлениям 1968 года. Он увидел в них бунт буржуазных отпрысков, не знающих реальной жизни.

Университет Сорбонны, занятый студентами. 14 мая 1968 года
Университет Сорбонны, занятый студентами. 14 мая 1968 года

Свое отношение к происходящим событиям он выразил в стихотворении «Компартия – молодежи!»:

У вас лица папенькиных сынков.
Хорошая порода не лжет.
Вы всё так же близоруки.
Вы испуганны, нетверды, отчаянны
(очень хорошо!), но при этом умеете казаться
задирами, шантажистами, хвастунами:
это прерогатива мелкой буржуазии, друзья.
Когда вчера на Валле Джулиа вы бились
с полицейскими,
я симпатизировал полицейским!
Потому что полицейские – дети бедняков.
Выходцы с периферии, сельской или городской.
Что до меня, я достаточно хорошо знаю,
как они жили в детстве и юности.
…………………………….
В ваших бородах я вижу бессильное честолюбие,
в вашей бледности – безнадежный снобизм,
в ваших бегающих глазах – половое разложение,
в вашем крепком здоровье – надменность,
в плохом здоровье – презрение.
И лишь в немногих из вас, в тех, кто происходит
из низшей буржуазии, или из рабочих семей,
эти недостатки несут в себе некоторое благородство.

В конце своего стихотворения П.П. Пазолини призывает молодых людей, которые действительно хотят бороться с капитализмом, бороться с ним в рядах Итальянской коммунистической партии.

Студенческая демонстрация в Риме. Фото ©Manfred Vollmer / Suddeutsche Zeitung Photo / Vostock Photo
Студенческая демонстрация в Риме. Фото ©Manfred Vollmer / Suddeutsche Zeitung Photo / Vostock Photo

В этом стихотворении было много правды. Но левая общественность 1968 года в массе своей её не восприняла. Левая и студенческая среда отрицательно отнеслась к этому стихотворению. Осудило его и руководство итальянского комсомола.

Реакцией на левый экстремизм стал экстремизм правый. Уже в 1968 году с революционными лозунгами в Италии выступали не только левые, но и ультраправые студенты. Осенью 1970 года в городе Реджо-ди-Калабриа неофашисты подняли восстание, провозгласили независимое государство и несколько месяцев удерживали власть в своих руках. В конце концов восстание было подавлено, но никакого наказания его организаторы не понесли. Лидер неофашистов из Реджо-ди-Калабриа Чиччо Франко (1930 – 1991) впоследствии неоднократно избирался депутатом парламента. Сообщалось о заговоре с целью совершения государственного переворота, которые попытались совершить ультраправые во главе с отставным капитаном второго ранга князем Витторио Боргезе (1906 – 1974) в ночь на 8 декабря 1970 года. Насколько серьезными были планы заговорщиков, остается неясным.

Ультралевые тоже перешли к террору. В августе 1970 года возникли подпольные Красные бригады, численность которых одно время достигала 25 тысяч человек. Вершиной деятельности Красных бригад стало похищение и убийство бывшего премьер-министра Италии Альдо Моро (1916 – 1978).

Годы разгула политического терроризма в Италии позже получили название «свинцовые семидесятые». Жертвой «свинцовых семидесятых» стал и Пазолини. Его труп бы найден на улице ночью 2 ноября 1975 года. Перед смертью Пазолини жестоко избили: была сломана рука и десять ребер. По умирающему кинорежиссеру несколько раз проехал автомобиль. За убийство П.П. Пазоини был осужден семнадцатилетний подросток Пино Пелози, однако в убийстве явно принимало участие несколько человек, найти которых так и не удалось. Есть серьезные основания считать, что убийство П.П. Пазолини – дело рук неофашистов. По другой версии, это убийство было связано с работой Пазолини над романом «Нефть», в котором вскрывались неблаговидные дела итальянских корпораций.

Тело убитого П.П. Пазолини
Тело убитого П.П. Пазолини

Фильмы, созданные Пьером Паоло Пазоини по праву считаются выдающимся вкладом не только в итальянскую, но и в мировую культуру. А его политическая позиция заслуживает глубокого уважения со стороны левой общественности.

С.В. Багоцкий