Полиция активно задерживает протестующих благодаря системе распознавания лиц

«Чёрное зеркало» — не антиутопия

Система распознавания лиц, пришедшая в Москву вместе с благой цифровизацией в формате удобной записи на приём ко врачу или демократичного выбора «цвета лавочек в парке», оказалась мощным и безжалостным оружием. Сегодня, вместо отслеживания местоположения бандитов и убийц, оно направлено на людей, выступающих против власти. Система не знает, с кем она имеет дело, — с либералом или коммунистом. Вышел на митинг — встал на учёт. Материалом о том, как московская полиция задерживает участников протестов по данным системы распознавания лиц, поделился The Village.

Январский протестный митинг в Москве: Reuters

Так, 31 января полиция задержала москвичку Ольгу, спустившуюся в метро на станции «Бунинская аллея». Система опознала девушку, несмотря на надетую маску.

«Полицейские будто бы сами не очень понимали, что происходит. Они сказали, что я есть у них в базе, причем меня добавили туда дважды. Один раз 10 марта 2020 года, что странно, так как тогда никаких политических акций не происходило, второй раз — 30 января. В базе я числюсь как активная участница митингов», — рассказала Ольга.

Подобные случаи коснулись и других горожан. На «Тверской» задержали фотографа Георгия Мальца. Полицейские предупредили, что мужчина «стоит на учёте как политический». Таким же образом, в метро, задержали москвича Михаила Шульмана. Граждан допросили как свидетелей. The Village сообщает, что в ряде случаев правоохранители пошли дальше: к историку Камилю Галееву полиция заявилась домой. Галеев — автор телеграм-канала об истории «Высокая порта». В результате общения с мужчиной выяснилось, что система распознавания лиц способна не только сопоставлять изображения, но и собирать информацию о найденных людях в социальных сетях.

Январский протестный митинг в Москве

«Я брат автора канала “Высокая Порта” Камиля Галеева. Камиль был арестован у себя дома сегодня в 9 утра по обвинению в участии в митинге 23 января. Сейчас его перевозят в московский спецприемник № 2 на 10 суток административного ареста. Надеюсь, через 10 дней он вернется, и здесь снова появится знакомый исторический контент», — пост на канале «Высокая порта», опубликованный 31 января.

Сообщается, что по состоянию на сентябрь 2020 года порядка 200 тысяч камер со встроенной системой распознавания лиц контролировали передвижения москвичей. Сегодня камеры сопровождают нас на улицах, в подъездах жилых домов, на станциях метро. Сказать «спасибо» можно российской компании NtechLab: сначала она создала мобильное приложение FindFace, в 2016 году ставшее причиной буллинга девушек в соцсетях и вымогательства, а в 2018 году совместно с МВД провела тестирование мобильной системы идентификации участников митингов.

Директор NtechLab Александр Минин в интервью Rusbase рассказал, что даже при перекрытии 40% лица оно поддаётся распознаванию. Даже в том случае, если на вас надет мотоциклетный шлем или маска, система справится с идентификацией вашей личности. А кто сказал, что «Чёрное зеркало» — это антиутопия?

Январский протестный митинг в Москве

Сегодня государственная власть обладает широким массивом технологий, направленных на подавление митингов и забастовок.

«В 2016 году силами Росгвардии в Златоусте провели образцово-показательные учения по подавлению забастовки рабочих с многомесячными долгами по зарплате. В конце 2018 года Росгвардия закупила десять комплексов «Стена», предназначенных для эффективной борьбы с народными выступлениями в городских условиях. Ранее для этих же целей были закуплены бронемашины «Каратель» и водяные пушки «Шторм». Также есть сведения о закупке систем инфразвукового воздействия «Шёпот», — сообщал ранее РОТ ФРОНТ.

Государство знает об опасности, и оно готовится — проводит успешные тесты новых технологий на живых подопытных. Для победы мало быть разочарованными или даже злыми «людьми со светлыми лицами». Чтобы вести борьбу эффективно, к ней нужно быть готовым: у нас есть выбор — быть организованными или проиграть.