Монумент героическим защитникам Ленинграда

Блокада70 лет назад, 19 января 1943 года, в результате операции «Искра» — была прорвана блокада Ленинграда.
В современной России, как и в самом Ленинграде (Санкт-Петербурге) мало кто вспоминает и задумывается о том, что пережили жители города за бесконечные 900 дней блокады.
Также, вероятно, сейчас уже мало кто знает о существовании великолепного музея, находящегося под Площадью Победы и посвящённого героическим защитникам Ленинграда.
Обходят этот подвиг советского народа, а значит и музей, нынешние буржуазные СМИ — уж больно режет глаз нынешнему строю массовый героизм и самоотверженность людей тех лет, слишком ярка и слишком резко вскрывает правду экспозиция музея.
И уж конечно же, далеко не каждый в современной России, имеет возможность посетить этот музей — капиталистический строй по настоящему освободил трудящихся от «лишних» материальных и духовных благ, лишив возможностей перемещаться по стране.

Мы постараемся хотя бы частично восполнить пробелы в нашей общей исторической памяти, проведя виртуальную экскурсию по музею.


Памятный зал (музей) находится в Ленинграде (Санкт-Петербурге) под Площадью Победы.

Попасть на неё можно, перейдя по подземному переходу. Почти обычный подземный переход современной России — грязь и мусор на полу, торговые палатки, продающие множество ярких, но бессмысленных вещей. Необычность этого перехода заключена в том, что вдоль его стен, у потолка, встроены фотографии Ленинграда военного времени. С одной стороны — жизнь мирных жителей, с другой — жизнь фронта.
Выходим из перехода на поверхность — сильный холодный ветер. В этом месте, кажется, всегда дует сильный ветер.
Спускаемся в разорванное «кольцо» монумента — символ разорванной блокады Ленинграда. Звучит негромкая, печальная и зовущая музыка. В центре «кольца» — скульптурная группа «Блокада»:

Вход и выход в памятный зал музея находятся у южного выхода из разорванного «кольца».

Спустившись в подземный памятный зал, мы попадаем в совершенно иную атмосферу. Атмосферу тишины, прерываемой радиопозывными и отсчётами метронома, атмосферу памяти, славы и Великого Подвига Ленинграда.
В экспозиции музея немного экспонатов, но каждый из них пропитан атмосферой тяжёлого времени 1941-1944 годов и благодаря атмосфере музея воспринимается очень глубоко и полно.

Вид из центра зала в направлении входа:

Вид из центра зала в направлении выхода:

Цитата с официальной web-страницы музея:

«Вдоль стен бронзовый фриз с непрерывным рядом светильников, выполненных из гильз 76-миллиметровых снарядов. По периметру всех подземных помещений установлено 900 светильников — по числу блокадных дней. На стенах надписи: в вестибюлях— названия предприятий города и области, работавших для фронта, в зале— названия населенных пунктов Ленинградской области, где проходили ожесточенные бои. В зале слышны радиопозывные Москвы, сменяющиеся стуком метронома— это звуковые документы эпохи.»

Оформление музея исполнено художниками, участвовавшими в обороне Ленинграда. Отдельного упоминания заслуживают огромные мозаичные панно «Блокада» и «Салют Победы», работы выдающегося советского художника — Мыльникова Андрея Андреевича. Мыльников закончил Академию Художеств имени Репина в 1946 году, с дипломной работой «Клятва Балтийцев». Мозачиные панно мемориала были выполнены под его руководством художниками С.Н.Репиным, И.Г.Ураловым, Н.П.Фоминым.

Первая мозаика, слева от входа в музей — «Блокада».
Разбитая на три части — три года блокады, она повествует нам о событиях, произошедших в эти нелегкие дни. На первой (левой) части бойцы-зенитчики. Во время блокады для перемещения по ночному городу требовался пропуск — его выдавали только зенитчикам и работникам социальных служб спасения. Небо над Исаакиевским собором прорезано лучами прожекторов — зенитные орудия охраняют жилые дома и памятники архитектуры от фашистских самолётов. Летом рядом с собором жители города разбивали грядки с капустой, борясь с голодом в осаждённом Ленинграде.
Вторая (средняя) часть мозаики показывает проводы уходящих на фронт солдат — многие не вернутся домой.
Третья (правая) часть посвящена жизни гражданского населения — люди с кульками вещей, стоящие на пороге разрушенного дома и Шостакович, создающий свою знаменитую Симфонию №7 — музыкальный символ блокады Ленинграда.

Мозаика хорошо передаёт общую обстановку, сложившуюся в Ленинграде после установления блокады:

В зале показывают небольшой документальный фильм, позволяющий проникнуться атмосферой блокадного времени:

Под стёклами витрин мы видим различные вещи и документы — немые свидетели эпохи:

Одно из заявлений группы добровольцев:

Тщательно умалчиваемая ныне правда в цифрах, о роли коммунистов в защите Ленинграда:

Документы коммунистов, павших в боях за Ленинград:

Сквозное, вероятно, пулевое отверстие:

Изорванный осколками и прожжённый билет комсомольца Александра Петровича, 1921 г.р.:

Билет члена ВКП(б):

Те, кто могли держать оружие и сражаться, — ушли на фронт. Женщины, старики, дети — оставались в городе. Зимой 1941-го года в городе начался голод:

А вот так они выглядят, эти 125 грамм хлеба:

Один такой кусочек — суточная норма хлеба на декабрь для иждивенцев, служащих и бойцов, не находящихся на передовой. Два — норма для рабочих, занятых на производстве. Четыре — для бойца на передовой. Рядом — гирьки для взвешивания.
Партийные и государственные работники, к слову, получали норму иждивенцев.
Пережившие блокаду вспоминают: «Люди выжили во многом благодаря труду. Пока жили заводы — жил город, жили люди. Советский человек осознавал необходимость труда на заводе, особенно в военное время… Показатели успеваемости учебы в школах в годы блокады были очень высоки, а иностранный язык, преподоваемый в школах был немецкий. Многие старшеклассники уходили на фронт партизанами.»
Сейчас нам это и представить страшно — в таких условиях выживание кажется почти невозможным.
Но советские люди не просто выжили — они трудились на заводах, снабжая фронт патронами, снарядами, танками, орудиями, самолётами:

Ходили в школу, старательно выполняли домашние задания и классную работу:

Занимались живописью:

Музыкой:

И многим другим…

В подавляющем большинстве советские люди не утратили своего достоинства, умения трудиться, творчески мыслить, учиться и развиваться. Не сдались, не превратились в безумное забитое стадо, готовое грызть друг другу глотки ради крошки хлеба. Они верили, что победят, и все свои силы в течение 900 дней и ночей отдавали для этой победы.
И они победили!

Рельефная схема операции «Искра» — прорыв блокады:

Победа давалась не легко…

Книга памяти, увековечившая на своих тяжёлых металлических страницах имена воинских частей, принимавшие участие в битве за Ленинград:

Знамёна некоторых воинских формирований:

И вот, победа!
О ней нам рассказывает панно «Победа», на котором умелое сочетание красного, белого и черного цветов дает ощущение того самого «праздника со слезами на глазах». На этой мозаике, в отличие от первой, нет разделения на части — она воспринимается одим днем — радостным и одновременно горьким салютом Победы.

И снова на поверхность, к холодному ветру и снегу. В подземный переход. После посещения музея, в переходе с ненормальной яркостью бросаются в глаза обшарпанность, грязь и торговые палатки с бесполезным хламом — символы нашей эпохи.
И в голове возникают вопросы: неужели те, о ком хранят память монумент и музей, сражались и гибли ЗА ЭТО? Ради того, чтобы мы могли разменять их Подвиг на дешёвый блеск витрин и возможность не замечать грязь под ногами?
Надеемся, что не ради этого. Надеемся, что мы сможем оправдать ту цену, которую наши предки заплатили за нашу возможность жить.


В музее имеется множество экспонатов, не представленных в этой статье. Ни одна статья не способна передать атмосферу, которую удалось создать и сохранить музею.
Потому, порекомендуем всем имеющим возможность — лично посетить музей. К счастью, пока что это недорого — 100р взрослым; школьникам — 60р; студентам и вовсе бесплатно.

PS Напомним, что со вступлением в полную силу ФЗ-83 ценовая политика музеев может измениться.
PPS Работницы музея по-советски добры и принципиально не спрашивают документы, подтверждающие статус школьника или студента.